В последнее время вертолетостроители активно развивают новые способы взаимодействия с клиентами, особенно в сфере интерактивных сервисов, предоставляя простой и быстрый обмен информацией между производителями и эксплуатантами вертолетов. Путем использования различных приложений у пользователей открывается доступ к опыту и компетенциям производителя. С другой стороны, благодаря интеграции данных клиентов у производителей появляется возможность повышать качество технической поддержки и эффективность эксплуатации вертолетов в целом. Как правило, интерактивные сервисы включают пакеты основных услуг и наборы приложений, доступные в онлайн режиме или в удаленном доступе. Пакеты можно разделить по предназначению.
Пакет для поддержки летной эксплуатации.
- Планирование полета. Для интерактивного планирования полетов с автоматической передачей данных (исходные данные для расчета параметров взлета и посадки подготовки к выполнению полетного задания). Редактирование плана полета. Карты. Браузер с комплектом электронных документов.
- Полетные характеристики. Расчет скорости полета с учетом различных параметров (барометрическая высота, сила и направление ветра, температура наружного воздуха, максимальная взлетная масса, величина заправки).
- Массовые характеристики. Расчет массы и положения центра масс в зависимости от конкретного задания, полезной нагрузки и дополнительного оборудования. Приложение позволяет передавать отчет по массе в центр управления.
Пакет для поддержки технической эксплуатации.
- Архив данных. Электронный формуляр. Обеспечивает обмен в режиме реального времени между пилотами и отделом ТО/поддержания летной годности.
- Комплекс управления программным обеспечением систем вертолета.
- Сервис по обновлению аэронавигационной базы данных в формате, соответствующем модели вертолета.
- Различные модули управления парком, ТО, МТС, качеством летной эксплуатации, финансами, ресурсами и конфигурацией…
Портал. Универсальные решения, позволяющие в режиме «одного окна» управлять данными воздушного парка, подавать заявки, размещать заказы, получать актуальную информацию о ценах, проверять наличие компонентов и запасных частей, просматривать счета и получать доступ к техническим документам, а также выполнять индивидуальные услуги.
- Электронная библиотека предоставляет пользователям новейшие версии технических документов.
- Система контроля и диагностирования технического состояния (HUMS) не только контролирует изменение совокупности параметров, но и предлагает экспертный анализ данных.
Подобные сервисы несомненно важны, однако, нужно сделать пару замечаний.
Первое. Наполнение. «Красивые картинки» не заменят содержания. Эффективность любого приложения зависит от того, что вы туда заложили. Пример, разрушение главного редуктора «Супер Пума». Никакие интерактивные приложения не смогли предотвратить отрыв несущего винта.
Второе. Без интернета все эти «красивые картинки» не работают. Был свидетелем, как западные вертолетчики отказались вылетать (а это была миссия ООН) из-за отсутствия интернета. К сожалению, вертолеты нужны именно там, где проблемы со связью. А русские вертолеты полетели без интернета…