
Однажды известный командир корабля Ми-26 сказал мне: «Присмотрись к СН-47, достойный вертолет, в сложных условиях, в горах, при высоких температурах – реальный соперник нашему гиганту».
Неслучайно, индусы выбрали Chinook для высокогорных транспортных операций. Командир знал, что говорит, в Афгане вытаскивал поврежденные американские СН-47 на внешней подвеске. У нас мало говорят о вертолетах с индейским именем «Чинук», а если и говорят – в уничижительной форме. «47-й», на мой взгляд, «застолбил» свое место в вертолетной летописи.
Итак, тяжелый транспортный двухдвигательный вертолет Boeing СН-47/МН-47 Chinook разрабатывался для перевозки военных грузов, снаряжения, топлива, материально-технических средств, но нашел себя и на гражданке, в ЧС и миротворческих миссиях. История Chinook берет свое начало в далеком 1958 году и продолжается по сей день. Первый СН-47А (взлетная масса 15000 кг.) заступил на военную службу в августе 1962 года. В 1966 году появился СН-47В (18100 кг) с новыми двигателями Т55-L-7C. В 1967 году – СН-47С (20000 кг.) с Т55-L-7C. В мае 1979 года разработан СН-47D (22650 кг) с Т55-L-712 (начало эксплуатации февраль 1984 года). Кроме транспортного варианта – был еще вариант специального назначения МН-47 (отличие от транспортного – дозаправка в воздухе и система быстрого десантирования). Новый CH-47F оснащен двумя более мощными и экономичными двигателями Honeywell Т55-GA-714A с системой управления типа FADEC (мощностью 4733 л.с. каждый). Основное отличие новой модели – цифровая авионика, новые комплексы связи и снижение уровня вибраций. В Афганистане CH-47F налетали 86000 часов, при этом исправность поддерживалась на уровне 80%. О вооружении, СН-47 оснащен 3 пулеметами калибра 7.6 мм (2 в блистерах и один на рампе). У МН-47 4 пулемета (2 впереди и 2 сзади). Планируется, что новый вариант останется на вооружении, по крайней мере, до 2038 года.
В целом, Chinook надежный и эффективный транспортный вертолет, способный перевозить грузы массой до 11,5 т. Тандемное расположение несущих винтов обеспечивает высокие характеристики управляемости, в широком диапазоне климатических условий, высот и силы ветра. У вертолета три точки внешней подвески, что обеспечивает устойчивость грузов в полете и возможность разделять грузы. СН-47 способен перевозить крупные грузы, такие как гаубицы калибра 155 мм, со скоростью 260 км/ч (согласитесь серьезное достижение). Наличие нескольких узлов позволяет разделять грузы в одном полете по пунктам назначения. Вертолет СН-47 производится и собирается на заводе Boeing в Ридли Парк (шт. Пенсильвания). По данным производителя, построено 1179 вертолетов. В 11 июня 2013 года Boeing заключил контакт на поставку 155 СН-47F (с опционом еще на 60 ед.). Общая стоимость контракта 4,9 млрд. долларов.
И последнее, у вертолета клуб фанатов, которые собирают информацию, бережно хранят все, что связано с вертолетом: фотографии, фильмы, наклейки, атрибуты, майки… Фанаты переживают каждую потерю вертолета, как живого человека…
«Чинук» достоин нашего внимания. Присмотритесь к СН-47.