
Накануне Дня Воздушного Флота России произошло знаменательное событие. 15 августа 2017 года «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» получил сертификат на вертолет Ми-171A2 (№ FATA-02023R), точнее, модель А2 была внесена в сертификат типа Ми-171А. И, тем не менее, это нисколько не умаляет значение проделанной работы. Однако, новый вертолет, на мой взгляд, так и не получил достойной оценки со стороны профессионалов вертолетного сообщества. Корреспонденты старательно переписывали пресс-релизы и старые рекламные буклеты, рассказывали о характеристиках, оперируя цифрами, оторванными от реальной эксплуатации. Умиляет реклама про цифровой пилотажно-навигационный комплекс, который позволил заменить бортового инженера (где пилотаж с навигацией, а где инженер с техником?!)… Отсутствие адекватных оценок означает, что мы не умеем (разучились) оценивать потенциальные возможности. Конечно, жизнь даст свой ответ. Чтобы оценить вертолет, нужно летать. И эксплуатация «расставит все точки над i». Но сегодня, в быстро меняющемся мире вертолетов этого недостаточно. Оценки нужны до того, как программа выйдет на аэродромы и площадки. Практика последних лет показывает, что новые вертолеты, с точки зрения эксплуатации, порой ничуть не лучше, чем старые (эксплуатанты отказываются от перспективных модификаций). Чтобы иметь реальные оценки нужно готовить профессионалов и создавать условия для облегчения обмена мнений экспертов.