
На днях Ассоциация производителей авиации общего назначения (GAMA) опубликовала результаты работы вертолетостроителей в 1-ом полугодии 2017 года.
Сегмент | 2016 год | 2017 год | Изменение |
Поршневые | 116 | 127 | +9,5% |
Газотурбинные | 282 | 338 | +19,9% |
Всего | 398 | 465 | +16,8% |
Выручка | 1,5 млрд. долл. | 1,88 млрд. долл. | +23,9% |
Руководство GAMA прокомментировало результаты следующим образом: «Количество поставок и общая стоимость вертолетов во втором квартале стали позитивным индикатором стабилизации вертолетного рынка»… Наши СМИ поспешили объявить: «Вертолетная отрасль на подъеме». Действительно поставки поршневых и газотурбинных вертолетов увеличились. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что «драйверами» прироста стали дешевые сегменты поршневых и легких вертолетов. В секторах средних плюс и тяжелых вертолетов «подъема» не наблюдается. Поставки остаются на уровне «плинтуса» всего 15 вертолетов (Airbus H175/H215/H225 – 7; Leonardo AW189 – 5; Sikorsky S-76/S-92 – 5). Признаки роста в отдельных секторах – это далеко не все вертолетостроение. Кстати, с нами согласен главный специалист вертолетного рынка Ричард Абулафия: В плане суммарных результатов все не так плохо. Цифры красиво поднимались вверх. Но нефтегазодобывающий сектор до сих пор в депрессии, поэтому поставки больших вертолетов по-прежнему внизу. Поскольку более дорогие модели определяют объемы рынка, восстановление несколько ниже, чем индикаторы поставок. Хорошо, что есть давление на увеличение поставок и хорошо, что рынок не падает, но я не испытываю большой радости от такого восстановления».
Ожидание роста настолько затянулось, что любое позитивное изменение воспринимается, как «подъем». К сожалению, восстановление отрасли отодвигается на более поздние сроки.