?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Flag Next Entry
НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КАТАСТРОФА. «ХЕЛИКИРИ» ПО-ИТАЛЬЯНСКИ»
helimen
55.gif

За последнее два года произошло несколько тяжелейших катастроф опытных прототипов вертолетов. Одной из таких оглушительных трагедий стало крушение итальянского преобразуемого летального аппарата (ПЛА) AW609, в котором погибли два летчика-испытателя.
Общественность долго не хотела верить в случившееся. Вертолетостроители не любят распространяться о трагических событиях. В западных СМИ периодически появлялись отдельные материалы расследования. По обрывкам информации можно слепить некую картину, которая позволяет сделать вывод, что это необязательная катастрофа. Чтобы подтвердить, вернемся более чем на 500 дней назад. 30 октября 2015 года, в ходе испытаний, стремясь разогнаться до скорости 540 км/ч, испытатели выполняли пикирование с разворотом на 180 градусов. Это был третий «прыжок». На выходе из пикирования появились небольшие колебания, сначала по крену, а затем и по рыканию. На начальном этапе пилоты не противодействовали колебаниям. Крен и рыскание возникали и, ранее, в предыдущих полетах, но были признаны, как само затухающие (более того колебания не были обнаружены по телеметрии). Но в этот раз колебания продолжали нарастать (по амплитуде и частоте). Через 15 сек пилоты обратили внимание на колебания и попытались педалями противодействовать увеличению рыскания. Но погасить колебания не удалось. Нужно отметить, что система управления была настроена на предупреждение рыскания. Поэтому давая управляющее воздействие на уменьшение крена, пилоты могли попасть в совпадение сигналов управления и возмущающего воздействия (в противофазе с системой управления). Ошибочное действие автоматики привело к дальнейшему нарастанию углов крена и рыскания… и увеличению скольжения. В результате, угол скольжения увеличился до 10,5 град, допуск всего 4 град (есть сложности обнаружения превышения допустимой величины). Что и привело к чрезмерным маховым движениям лопастей и соударению с передней кромкой правого крыла, повреждению гидравлических и топливных трубопроводов и последующего разрушения вертолета.
Итак, соударение лопастей винтов с крылом – повреждение магистралей – возникновение пожара – гибель летчиков испытателей. «Хеликири» по-итальянски». В ходе расследования было выяснено, что это не первый раз, когда AW609 проявил аналогичное поведение. В июле 2014 года во время значительного скольжения ПЛА получил подобные повреждения из-за соприкосновения винта и правого крыла. Кроме того, накануне была изменена хвостовая часть, которая в этот раз впервые поднималась в воздух (недостаточно испытаний в аэродинамической трубе). В материалах расследования отмечаются различия между моделированием, которое использовалось для разработки электро-дистанционного управления ПЛА, и фактическим исполнением конструкции. Окончательные выводы свидетельствуют, что недостатки законов управления вызвали и усугубили события, которые имели место во время скоростных испытаний…
Очень жаль, что при огромном объеме информации профи не смогли докопаться до истины, чтобы предотвратить трагедию на ранней стадии. Почему? Из-за неспособности или нежелания (нет времени) дойти до сути явлений.

Recent Posts from This Journal