helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Categories:

ДЕНЬ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ



Поздравляю с Днем Армейской Авиации!  

Из Архива


Чтобы помнили и гордились  
 
У нас была такая армейская авиация, которой уже не будет больше никогда. Наши вертолетостроители, вертолетчики, инженеры и техники, тыловики и связисты ворвались в мировую летопись авиации и «своим потом и кровью» заслужили, чтобы о них помнили и гордились.
Наша АА - наша гордость и боль. За последние полвека ни один из видов авиации не понес таких страшных потерь, как армейская. В вертолетных гарнизонах не было ни одного подъезда, где бы семья не потеряла отца, мужа или сына. По существу, над полем боя наши вертолетчики сменили штурмовиков второй мировой.  Это они смотрели прямо в глаза противнику, на «сварку» из стволов ДШК и белые снопы приближающихся «стингеров». Это они садились одним колесом на высокогорные пятаки, чтобы забрать израненных и ослабевших мальчишек.  
Днем рождения нашей АА можно по праву считать 19 сентября 1969 года. Когда более 35 лет назад Алферов впервые поднимал небо прототип транспортно-боевого вертолета Ми-24, никто даже представить себе не мог, какой будет эта винтокрылая боевая авиация. С тех пор прошло много времени. За 20 лет серийного производства «угловатая и зеленая» Ми-24А превратилась  в настоящего «крокодила» Ми-24П/ВМ. Всего было выпущено 6 модификаций и построено около 2200 вертолетов. Легендарная «восьмерка» из скромной Т(тэшечки) доросла до высотной МТВ, ночной МТКО и штурмовой АМТШ. А старый «сарай» - Ми-6 превратился в прекрасного «лебедя» Ми-26.     
Армейская авиация - это не только три тысячи вертолетов, это около   полусотни полков с батальонами аэродромно-технического обеспечения и ротами связи. Это благоустроенные аэродромы со светотехническим и радиотехническим оборудованием, централизованными заправками, складами хранения ГСМ, запасных частей,  вооружения и продовольствия, аэродромными домиками, технико-эксплуатационными частями (попросту ТЭЧ), аккумуляторными зарядными станциями (АЗС) и позициями предварительной подготовки ракет (ПППР)… Это и крупные учебные заведения, учебные центры и кафедры, серьезные научно-исследовательские институты и лаборатории…
География АА потрясает. Она словно «спрут» накрыла огромную территорию «от полюса до полюса», от Германии до Дальнего Востока:    Москва, Санкт-Петербург, Арсеньев, Казань, Улан-Удэ, Ростов, Запорожье, Пермь, Конотоп, Каунас, Гатчина… Сызрань, Саратов, Рига, Иркутск, Харьков, Курган, Уфа и даже небольшое Монино…
А начиналось все начиналось в Воронеже, Черниговке и Бродах, затем были Владимир, Бердянск, Нивенское, Пружаны… Стендаль, Пархим, Брандис, Ораниенбург... Армейская была на подъеме: летчики загоняли ПТУРСы в щели, а технари  регулировали двигатели лучше заводских представителей и ремонтировали боевые и эксплуатационные повреждения так, что и не догадаешься. Вертолетный тыл самостоятельно в отрыве от основных баз поднимал сотни тысяч тонн ГСМ и АСП.  
Производство клепало более 100 вертолетов в год, учебная база готовила тысячи молодых специалистов. Накапливался бесценный опыт практического применения. Неуклонно повышалась боевая готовность и подготовка частей и подразделений, огневая мощь, надежность и эксплуатационная технологичность техники. Бурный рост научно-теоретических разработок. Отрабатывались вопросы боевого применения и способы технической эксплуатации. И действительно, все это было! За короткий период АА сумела шагнуть из «детских штанишек» так далеко, что заткнула за пояс своего «родителя» - ВВС. Армейская авиация стала авиацией в квадрате (АА = А2). 
Правда, потом «бежали» из Стендаля и Ко в Тулу - не плохо, гораздо хуже, если в одну из трех армейских «дыр»: Могоча, Средне Белая и Магдагачи, где все иначе (Кто прошел хотя бы через одну из них, тому уже ничего не страшно!).
А был еще Кабул, Баграм, Джелалабад, Газни, Кандагар, Кундуз, Файзабад... Герои, ордена, награды, награды, гробы, гробы, калеки, бомжи… Десять лет лучшие западные инструкторы натаскивали моджахедов всех мастей, как сбивать наши вертушки, а они взлетали и взлетали. Их не смогли остановить ни «стингеры» и ни ДШК, ни жара и ни холод, ни гибель товарищей, ни чудовищная радиация…
Чернобыль стал еще одним чудовищным испытанием на радиационную прочность …ежечасно десятки вертолетов кружились над реакторов, сбрасывали песок, который плавился, не долетая до жерла реактора     
Нашу АА боялись и уважали, завидовали и ценили, любили и молили о  помощи. Кто поможет в сорокаградусный мороз перебросить трансформатор в город без света?  Военные вертолетчики. Кто спасет в паводок, оторвавшихся на льдине? Военные вертолетчики. Даже урны на выборах «возили» военные вертолетчики… Вокруг вертолетных полков и эскадрилий строилась жизнь. 
Наша армейская опередила время: их конструкторы скрупулезно  изучали нашу технику, а летчики и инженеры штудировали наш боевой и не боевой опыт. 
Нашей армейской не было равных - нигде. Только в армейской можно было стать Героем Советского Союза и Героем России одновременно, только в армейской  прапорщик мог стать командиром экипажа и дорасти до летчика-инспектора армии, и «возить» самого президента!
Наша армейская превратилась в полновластного хозяина «третьего измерения». Она была одной из самых сильных. Почему была? Потому что 50 полков с налетом от 5 до 12 тысяч часов в год уже не вернешь. Но и не вычеркнешь 10 лет Афгана, Чернобыль, Дагестан и Чечню. До сих пор  вертолетчики бывшего Союза бороздят просторы нашей планеты.
Такая была у нас АА, которую мы потеряли. Сначала система стала буксовать. Вертолеты старели, в то время как одни крутили петли на всевозможных авиашоу, а другие размышляли, как обанкротить МВЗ, на который приходилось более 95% парка АА. В результате, оказалось, что с началом боевых действий в Дагестане и Чечне, у нас не на чем было летать (некому даже было продлить сроки службы)… долетались!  
Все остановилось. Налет упал. Вертолеты согнали на оставшиеся аэродромы и бросили, словно бездомных собак. Добивали ресурсы и дописывали сроки службы. Запасных частей «днем с огнем не найти». Вместо стратегии строительства вертолетного хозяйства – растащили вертолеты по «ведомственным квартирам», вместо идеологии и основных направлений развития – сиюминутные изменения ОШС и повальные сокращения, которые завершились передачей АА в состав ВВС. 
Точку в истории той АА поставила катастрофа в Торжке. Символично, закончилось там, где начиналось. Это не рядовая катастрофа. На глазах у зрителей и кинокамер, прямо на аэродроме, на самом, самом перспективном ударном вертолете Ка-50 погиб не кто-нибудь, а Герой России, начальник учебного центра Борис Воробьев. Эта катастрофа стала финальным аккордом истории нашей АА, которую мы потеряли, закономерным итогом  преобразований АА, «ямой», куда мы скатились последние 10 лет. Потом будет еще немало катастроф, самая чудовищная в мировой истории катастрофа Ми-26 в Чечне, закончившаяся передачей в ВВС, которая формально затвердила    завершение армейской авиации. «Армейский локомотив» зашел в тупик и не знает выхода…   
Когда-нибудь мы придем к пониманию, что в России нужна своя армейская авиация. Россия обречена на армейскую авиацию. Вопрос лишь в том, какая в России должна быть армейская авиация? Применительно к нашим географическим, научно-техническим, социальным условиям и экономическим возможностям…
Такая, чтобы любили свои, уважали друзья и боялись враги, такая чтобы ею гордились! Гордились, так, как мы гордимся Алферовыми и Бездетновыми, Грищенко и Карапетянами, Корчагиными и Герасимовыми, Назаровыми и Майдановыми…  Такая, чтобы помнили и гордились.

 

Subscribe

  • KAMAN ОБЪЯВИЛ О НОВОМ ЗАКАЗЕ НА K-MAX

    (HeliHub) Kaman Air Vehicles, подразделение корпорации Kaman объявила о подписании соглашения на покупку K-MAX. Поставка вертолета ожидается в…

  • БРАЗИЛИЯ СЕРТИФИЦИРОВАЛА KAMAN K-1200 K-MAX

    5 января 2021 подразделение Kaman Corporation , Kaman Air Vehicles объявило, что агентство гражданской авиации Бразилии (…

  • КАТАСТРОФА K-MAX В США

    24 августа 2020 года в ходе тушения лесного пожара в Маунт Худ (шт. Орегон, США) произошла катастрофа частного вертолета К-МАХ N 314,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments