Мы продолжаем собирать итоги прошедшего года. Очередь дошла до Bell Helicopter. По информации родительской компании Textron поставки Bell упали с 175 вертолетов (в 2015 г.) до 114 (в 2016 г.). Падение почти 35%. Военное производство, напротив, подросло с 48 (в 2015 г.) до 57 вертолетов (в 2016 г.), при этом если программа V-22 притормозила с 24 до 22 ед., то Н-1, напротив, ускорилось с 24 до 35 ед. Производитель не дает распределение гражданских машин по типам, поэтому специалистам приходится опираться на сторонние данные. По информации Gama за три квартала 2016 г., на легкие однодвигательные вертолеты В206L4/407 приходится 2/3 гражданских поставок, на легкие двухдвигательные В429 – всего лишь четверть. По существу Bell остается производителем исключительно легких машин (массой до 2270 кг). С появлением на рынке В505 (на днях состоялся полет первой серийной машины) «центр масс производства» еще больше сместится в легкую сторону. А конкуренция в этом сегменте взлетит на новую высоту (результаты будущего соперничества уже сказались на падении поставок Robinson). Поэтому перспективы легких Bell не столь радужные, сколь нам хотят представить, а сектор тяжеловесов и без Bell перенасыщен. Более того, в июле 2016 года произошла тяжелая катастрофа опытного прототипа B525, в которой погибли два летчика-испытателя. Катастрофа практически остановила программу нового средневеса Bell. И делать вид, что ничего особенного не случилось, сегодня не получится…
Комментируя итоги года, руководители вертолетостроителя говорили: Мы пережили сложный год с более слабыми, чем ожидалось, рынками вертолетов. И, тем не менее, продолжали инвестировать в новые продукты и стратегические приобретения для поддержки экономического роста и создания долгосрочных ценностей. В 2016 году доходы падали. Но, несмотря на падение доходов, прибыли увеличились. В 2017 году доходы останутся неизменными. Нас ожидает «плоский» рынок коммерческих вертолетов. На фоне сложностей рынка конечной продукции мы продолжим стратегию ограниченного роста за счет инвестиций… Интересно, что эти высказывания легко могут быть применены для любого вертолетостроителя.
В целом, ситуация сложная, рынок гражданских вертолетов ужимается и облегчается («жесткая диета»). Новая реальность несет новые вызовы, на которые нужно реагировать… Мы будем следить за реакцией.