
Низкая цена на нефть толкнула покупателей вертолетов в объятия производителей дешевых легких моделей (про бывшие в эксплуатации б/у вертолеты – в следующий раз). Нужно признать, что производители «легких» достойно ответили на «вызовы времени», предложив целое семейство новых машин. Итак, новые «легкие американцы».
Robinson Helicopter. Несмотря на лидирующие позиции (в 2015 г. поставлено 347 вертолетов, в 2014 г. – 329 ед. и в 2013 г. – 523 ед.), производитель постоянно совершенствует свою продукцию. Новая газотурбинная модель уже добилась высоких результатов (из 347 Робинсонов, поставленных в 2015 году, на R66 приходится 117 ед.). А на пороге рынка – новая модель! Cadet готов к смене R22. Другой американец, Bell Helicopter продвигает прямого конкурента R66 – В505. Кстати, сертификация в РФ ожидается в июне 2017 года (сроки могут быть перенесены). Enstrom переживает замедление китайской экономики (новым владельцем стала китайская компания Chongqing). К экономическим проблемам добавились низкие темпы в либерализации рынка для АОН и потеря опытного прототипа 2-х местного ТН180. Новая модель призвана заменить Schweizer в секторе первоначального обучения, где, несмотря на предпринимаемые усилия, 300-й сходит со сцены.
«Европейцы» не отстают. Французская Guimbal с Cabri G2 уже теснит самого Робинсона (за 9 мес. 2016 года продано 35 ед.). Итальянская Leonardo предлагает сразу две старые/новые модели AW009 и AW109 Trekker. Обе модели разработчики обещают сертифицировать до конца 2016 (поставки в 2017 году). И наконец, швейцарская Marenco. SH09, которая должна быть сертифицирована в 2017 году, набрала около 90 заказов. Взгляните на таблицу.
Вертолет | Взлетная масса, кг | Вместимость | Статус программы |
R66 | 1225 | 5 мест | За 9 мес. 2016 г. поставлено 47 ед. |
R44 Cadet | 998 | 2 места | Сертифицирован FAA в мае 2016 г., за 9 мес. 2016 г. поставлено 6 ед. |
Cabri G2 | 700 | 2 места | За 9 мес. 2016 г. поставлено 35 ед. |
TH180 | 1020 | 2 места | Сертификация 1 кв. 2017 г. |
SH09 | 1500 | 6-7 мест | Сертификация - 2017 г., 90 заказов |
Bell505 | 1700 | 5 мест | Сертификация - 2017 г., 380 заказов |
AW009 | 1700 | 4-5 мест | Сертификация - 2016 г. |
AW109 Trekker | 3175 | 8 мест | Сертификация - 2016 г., более 20 заказов |
Если обратите внимание на статус программ, Вы увидите, насколько высока конкуренция. В короткий промежуток времени на рынок «выбрасываются» сразу несколько моделей. Конкуренция – это хорошо, заставляет вертолетостроителей держать себя в тонусе и продвигать новые модели. Печально, среди «участников забега» – наших нет. Мы чем-то напоминаем Sikorsky, которая взялась за учебно-тренировочную программу Schweizer, но сдала позиции без борьбы (показатель слабости).
По материалам Aviation Week.