?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
«ВЕРТОЛЕТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПРОЩАЮТ»
helimen
Антонhel1.gif

После каждой трагедии Робинсона СМИ «взрываются» статьями о высокой аварийности вертолетов американского производителя Robinson Helicopters.

На днях очередная скорбная весть прилетела из Новой Зеландии, где Robinson R44 попал в «Черный» список. По мнению автора материала, аварийность Robi значительно выше, чем в других регионах. Для справки, в Новой Зеландии насчитывается около 300 Робинсонов – это 40% всего вертолетного парка страны. Из-за сложного рельефа местности и сильных ветров наиболее распространенная причина новозеландских вертолетных происшествий – далеко не механическая, а так называемый – mast bumping. Когда в результате снижения перегрузки происходят «удары лопастей по упорам» вплоть до разрушения вала несущего винта. И вертолет разваливается прямо в воздухе. Начиная с 1996 года, в Новой Зеландии только из-за подобных разрушений произошло 14 авиационных происшествий (АП), в которых погибло 18 человек. Кстати, очень трудно доказать «маст бампинг» (проще обвинить пилота). Родственники погибших заявляют, что данная модель не должна летать. Некоторые новозеландские операторы даже отказываются от Робинсонов...
А как у нас? После «открытия занавеса» колония зарубежных вертолетов в России стремительно растет. Численность иномарок давно перевалила отметку «500». Бесспорным лидером являются вертолеты Робинсон, которых на сегодня в реестре РФ насчитывается свыше 400. Больше всего россиянам полюбился R44. К сожалению, вместе с ростом численности стала резко подниматься аварийность. За последние четыре года число погибших в R44/66 выросло в более чем 4 раза! (см. рис.).


Если в 2013 году было 2 погибших, то в этом 2016* году, который еще не закончился, но уже стал своего рода «рекордным»: 12 АП, в т.ч. 3 катастрофы, в которых погибло 9 человек. Опасная тенденция вынуждает внимательнее приглядеться к машине. Оказывается, вертолет обладает целым рядом недостатков, отрицательно влияющих на безопасность полетов, перед которыми даже профи бессильны. Кроме печально известных «ударов по упорам», потеря управляемости при падении оборотов несущего винта, левая (противоположная) коррекция, которой без регулятора необходимо постоянно работать… Специалисты признают, что не могут справиться с особенностями и полностью устранить катастрофические явления. В результате, Робинсоны заслужили репутацию «самых непрощающих вертолетов». В Руководстве по летной эксплуатации записано – «не для пилотажа». И, наконец, мнение самого создателя «одуванчиков» – Фрэнка Робинсона, «требования к подготовке пилотов должны быть жестче, чем для других вертолетов». И это вертолеты начального обучения?! Парадокс на парадоксе. Самые непрощающие – для обучения. Самые аварийные – самые продаваемые… Что делать? Нужно решить три вопроса: Открытости. Контроля. Ответственности.
1. Открытость. Владельцы (эксплуатанты), если хотят летать, обязаны полностью раскрывать информацию использования вертолетов. Мы вправе знать реальное положение дел, а не только трагические новости.
2. Контроль общественности – инструмент влияния общества на аварийность иномарок.
3. Механизм ответственности продавцов вертолетов перед родственниками погибших и пострадавшими.
Вместо заключения.
Если на пачках сигарет мы пишем: «Курение убивает», то на вертолетах Robinson должно быть написано: «Не прощает ошибок».