«Вертолетные заметки» не раз писали о тяжелых временах вертолетного хозяйства. К сожалению, ситуация продолжает ухудшаться. Отрасль приближается к критической черте, за которой начинаются необратимые изменения. Особенно тяжело в той части хозяйства, которая обслуживает морскую нефтедобычу. Офшорные вертолеты оказалась в капкане:
Во-1х, индустрия потрясена целым рядом тяжелых авиационных происшествий, которые привели к запретам на полеты более 180 вертолетов.
Во-2х, устойчивое падение цены на нефть привело к значительному сокращению средств на вертолеты. Несмотря на признаки некоторого оживления, изменения не привели к увеличению выделяемых средств на геологоразведку, а значит, нет инвестиций в вертолеты.
В-3х, крупные операторы несут убытки и вынуждены идти на сокращение парка.
В этих условиях, по мнению специалистов, изменения в вертолетном хозяйстве неизбежны. Эксперты рассматривают пять ключевых блоков вопросов.
1. Диверсификация работ. Как одно из основных средств в борьбе за выживание.
2. Изменение экономической модели. В основе изменений лежит перераспределение функций между субъектами системы (по предоставлению вертолетов, персонала, ТО и Р, обучение и, соответственно, финансирования).
3. Сокращение типов вертолетов. Сокращение по принципу «в каждой категории – только один тип» вертолета.
4. Региональная направленность и распад мировых операторов. Переход к небольшим региональным операторам, хорошо приспособленным к местным условиям, и поэтому наиболее эффективно работающим в своем регионе. Сегодня для поддержки глобальных операторов не хватает прибылей.
5. Безопасность полета. При столь сильном финансовом давлении вертолетчикам трудно управлять безопасностью полетов. Мы должны быть готовы к росту аварийности.
Вертолетная отрасль вплотную подошла к критической черте. Пришло время серьезных и ответственных решений острых, основополагающих вопросов. Пришло время на «хирургическое» вмешательство. Нельзя тянуть. Может быть поражен весь организм.