helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Categories:

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ: СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Из архива... 
 В последнее время вертолеты все активнее и активнее используются для полетов над водной поверхностью и все дальше и дальше улетают от берега. Как показывает опыт,  любая мелочь в организации и проведении полетов над водой способна превратиться в серьезную трагедию. Закономерно, что особое внимание специалистов и общественности приковано к вопросам выживаемости экипажей и пассажиров, оказавшихся в аварийной ситуации на воде. Одной из составляющих успешного спасения является экипировка, в которой главную  «скрипку» играет спасательный костюм. 
Первые попытки защиты оказавшихся в суровых водах северных и южных морей берут свое начало с момента зарождения полярной авиации. Мощным толчком к бурному развитию специальных авиационных средств спасения стала Вторая Мировая война. Вполне естественно, что эволюция спасательных костюмов берет свое начало с военных летчиков. Наиболее характерный пример – наш морской спасательный костюм МСК-5М. Костюм рассчитан на 24 часа пребывания в холодной воде, однако, морские авиаторы шутят, это утопия, но «один  час можно гарантировать». После аварии в феврале месяце один наш летчик пробыл в Баренцевом море час и даже «не простудился». МСК состоит из: теплозащитного костюма  с трубопроводами для подвода воздуха от системы вентиляции; защитного костюма из прорезиненной (для герметизации) и защитной (для защиты от повреждений) тканей с ботинками на молнии. В МСК-5 предусмотрена система вентиляции для отвода тепла и влаги от организма, что неудобно для перевозки, тем более для работы. Отдельно пристегиваются авиационные спасательные «поплавки» АСП-74. Костюм пошит под сидячее положение тела, что явно затрудняет «забеги на длинные дистанции». В целом, резюме военных летчиков, «если даже костюм подобран по росту, работать можно не полный рабочий день».           
Следующим толчком послужило бурное развитие морской нефтедобычи. Вместе с морскими нефтедобывающими платформами появились  специальные костюмы для полетов на вертолетах. Нефтяников, как космонавтов, стали узнавать в аэропортах по ярким оранжевым костюмам, предназначенным для спасения в случае аварии или вынужденной посадки на воду. Типичным представителем  специализированных костюмов для экипажей морских вертолетов и пассажиров может служить Ursuit 5030, предназначенный  для полетов над водной поверхностью (стоимость: 41400 руб.). Прочная трехслойная ткань GORE-TEX, пропускающая воздух и тепло, отделка и двойные швы обеспечивают полную водонепроницаемость, молнии застежки на ногах, носки из ткани GORE-TEX (возможна комплектация ботами), усиление на коленях и спине, скрытая водонепроницаемая молния от левого плеча до правого бедра, подтяжки и специальные ремни для подгонки и многочисленные карманы (для полетных карт, ножа, радио, сигнальных огней,  даже карандаша и ручки). Воротник и манжеты отделаны неопреоном, сохраняющим тепло, утепленные перчатки и капюшон толщиной 3 мм. Светоотражающие полосы. У костюмов пять размеров (S, M, L, XL, XXL).  Рост: 152-200 см. Обхват груди: от 88 до 128 см, размер стопы: от 40 до 48. Но самое главное – высота безопасного прыжка в воду до 6 метров! И, тем не менее, недостатки заставили искать новые подходы к созданию и использованию спасательных костюмов.
Недавно норвежский научно-исследовательский институт SINTEF совместно с производителем текстиля и специальной спортивной и рабочей одежды (в горах и на море) Хэлли Хансен (Helly Hansen) разработали новый спасательный вертолетный костюм,  предназначенный для перевозки рабочих на морские нефтедобывающие платформы. Несмотря на свою «молодость», новинка уже успела получить   признание среди специалистов в виде награды Good Design Mark 2008 года, а персонал норвежского континентального шельфа – легкие, удобные и прочные спасательные костюмы для полетов на вертолетах. Благодаря новым возможностям костюмы способны защитить не только по время перелета, но и на платформе. Новая разработка стала своего рода ответом на появление требований норвежской ассоциации нефтяной промышленности к вертолетным костюмам. В 2000 году ассоциация сформировала группу по выработке требований к вертолетным костюмам, которые в последствии  должны были быть внедрены в транспортные перевозки на норвежские морские нефтяные платформы. Инициатива ассоциации была подхвачена трудовыми союзами. В ходе изучения рабочая группа определила, что пользователи не довольны сразу несколькими аспектами использования костюмов. С одной стороны, нефтяники говорили, что во время жарких летних дней они чувствовали себя в кабине вертолета, словно «в парилке». С другой стороны, отсутствие уверенности, что костюмы способны полностью защитить от переохлаждения в холодной воде зимой. Рабочая группа сформулировала подход, по которому костюм должен решать обе проблемы: жары и холода. Норвежский производитель одежды компания Хелли Хансен немедленно включилась в работу по разработке нового вертолетного спасательного костюма, который, кроме компромисса жары и холода, удовлетворял бы всему перечню требований, в том числе, защите лица, дыхания, возможности повернуться в воде в нужную сторону, индивидуальной подгонке (диапазон размеров: большой - маленький), наличию аварийного маяка и др. В процессе работы над костюмом норвежцы использовали накопленные знания о влиянии тепла и холода  на человеческое тело, а также возможностях тканей работать аналогично реакции тела на охлаждение или нагрев. Главным элементом нового норвежского вертолетного костюма стала обычная ткань, содержащая крошечные капсулы. В этих капсулах – микроскопические частицы специально разработанного парафинового воска (смесь углеводородов, получаемых из нефти, прозрачная бесцветная масса с температурой плавления от 27 до 67 °С и затвердевания от 15 до 30 °С). В жару ткань «работает» следующим образом, если температура кожи поднимается выше 28 °С, воск переходит из твердого состояния в жидкое, отбирая тепло и охлаждая тело пассажира. В лабораторных условиях подтверждено, что температура кожи не поднимается длительное время, в течение 80(!) минут при температуре 27 °С у испытателей костюмов не было пота (благодаря процессу  таяния воска). Если провести аналогию с реальной жизнью, это стакан воды с кусочками льда,  температура таяния которого 0 °С. Температура воды будет повышаться только тогда, когда лед полностью растает. Тесты показали, что испытатели чувствовали себя гораздо комфортабельнее в новых костюмах, по сравнению с предшественниками. Одновременно было подтверждено, что новый костюм хорошо сохраняет тепло, защищая от переохлаждения в холодной воде. При переходе парафина из жидкого состояния в твердое выделяется тепло. В тех местах, где тело выделяет наибольшее тепло, сделана изоляция. Новый костюм гарантирует, что температура кожи не упадет ниже 15 °С при нахождении в течение 6 часов в воде при температуре  2 °С. Кроме того, теплые руки и ноги гарантируют, передачу тепла другим частям тела, что важно с точки зрения спасения. Те, кто окажется в холодной воде в новом костюме, смогут в течение длительного времени нахождения бороться за выживание. Критики костюма говорят, что многочисленные требования сделали его слишком объемным. Но благодаря грамотной компоновке разработчикам удалось  добиться, чтобы он не занимает много места. «Парафиновый» костюм победил в тендере нефтяной компании Statoil Hydro, которая первой заменит старые костюмы на новые.     
Дальнейшее совершенствование спасательных костюмов (специальной одежды) пойдет по двум направлениям: интегрирование с оборудованием (встроенные датчики и средства связи); использование новых функциональных материалов, изменяющих свои свойства в зависимости от внешний условий (или других природных и техногенных), в которых оказались люди. Активное использование специальных функциональных, «работающих» тканей способно открыть совершенно новые возможности по спасению жизни людей. Что может быть благороднее. Берегите себя. 


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments