?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ДАЖЕ ХОРОШИЙ ВЕРТОЛЕТ МОЖНО ИСПОРТИТЬ
helimen
f3.gif

Бесконечная и порой ничем необоснованная модернизация наших вертолетов наряду с плюсами привнесла свои минусы. И минусы эти существенные. Разговор пойдет о «восьмерке». Несмотря на то, что вертолет – не маленький, обладает внушительными, по сравнению с конкурентами, размерами и соответственно большей площадью поверхности, установка дополнительного оборудования превратилась в проблему. Стремление «угодить» безграмотным запросам покупателей завело вертолетостроителей в тупик. Для удовлетворения очередного каприза на фюзеляже не осталось свободного места. «Одно лезет на другое» и мешает работать. Дополнительные подвесные топливные баки, вооружение, комплексы самообороны, авионика, специальное снаряжение… А они продолжают и продолжают грузить «рабочую лошадку», которая не может сказать «нет». «Грузилово» не столь безобидно, как это кажется.
1.  Эффективность использования. Любой дополнительный груз не только увеличивает взлетную массу (которая превысила отметку 13 т.), но и уменьшает полезную нагрузку, а еще – смещает центр тяжести, нарушая балансировку (для вертолета это очень важно). Балансировочные грузы – балласт, который также снижает полезную нагрузку.
2.  Надежность. Увеличение массы нагружает трансмиссию и несущую систему, а многочисленные вырезы фюзеляжа и хвостовой балки подрывают прочностные характеристики, способствуют появлению трещин и опасности разрушения, требуют дополнительных работ по ТО и Р и ограничения ресурсов.
3.  Летное совершенство. Пренебрежительное отношение к аэродинамике уже привело к увеличению лобового сопротивления вертолета (более чем вдвое) и соответственно к уменьшению скорости полета, маневренности и, следовательно, живучести.
4.  Техническое совершенство. Многочисленные нововведения (и оборудование салонов) закрывают доступ к агрегатам, ухудшая эксплуатационную и ремонтную технологичность. А путаница бесчисленных вариантов модернизаций серьезно затруднила серийное производство, сопровождение эксплуатации и ремонт. Старшее поколение вертолетчиков еще помнит времена, когда можно было свободно ходить по хвостовой балке. Сегодня это невозможно, сплошные антенны: «либо сломаешь, либо упадешь или штаны порвешь».
5.  Экономичность. За все нужно платить. НИОКР – это серьезные деньги, в том числе и бюджетные, которые расходуются на «сиюминутные» цели. 
Итак, бессмысленные новации не улучшают ни летных, ни технических, ни экономических характеристик. Казалось бы все ясно. И, тем не менее, «грузилово» продолжается. Ощетинившаяся «восьмерка» стала больше похожа на «ежа». Не пора ли остановиться и поискать доказательные ответы на вопрос, зачем? Даже такой хороший вертолет можно испортить…