?

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Flag Next Entry
BELL525 ПОГУБИЛА ПРЕЦЕССИЯ
helimen


Версия катастрофы В525 от «Вертолетных заметок».
В ходе расследования обстоятельств катастрофы первого опытного прототипа (ОП1) нового вертолета Bell525 стали появляться некоторые подробности трагического происшествия. Установлено, что во время выполнения испытательного полета с высокой скоростью полета (370 км/ч) при имитации отказа одного из двигателей произошло столкновение лопастей несущего винта с хвостовой балкой и носовой частью вертолета. Кроме того, в районе падения вертолета находится опора ЛЭП.

По мнению «Вертолетных заметок», высокая скорость полета + имитация отказа двигателя + экипаж поздно заметил опору ЛЭП и стал резко работать органами управления («дернул ручку») = возникло вращение с высокими угловыми скоростями. В результате появления прецессионного движения лопастей несущего винта и произошло соударение.
Энергичное маневрирование с высокими угловыми скоростями вращения привело к появлению нового для вертолетов явления – грозной прецессии. Прецессия, о которой так много говорит и пишет известный летчик-испытатель  Николай Павлович Бездетнов, сгубила немало вертолётов. Самые громкие катастрофы прецессии на моей памяти, в которых погибли  Александр Лебедь (Ми-8), Борис Воробьев (Ка-50)…
В525 погубило пренебрежение к природе вещей. Вступая в категорию тяжелых машин с высокими скоростями полета, нужно помнить о царице мира вертолетов. Процессия не прощает никого. В Bell наступили на старые грабли. Они (также как, мы) не учатся на чужих ошибках.
Катастрофа В525-го – очередное предупреждение всем нам, до тех пор, пока не познаем природу-матушку, так и будем рубить балки и бить лопастями по кабине. Отрубленная балка – не последняя…



  • 1
Самые громкие катастрофы прецессии на моей памяти, в которых погибли Александр Лебедь (Ми-8), Борис Воробьев (Ка-50)…
----
И катастрофа с гибелью губернатора Сахалинской области Фархутдинова на Камчатке в начале 2000х.
Прецессия - следствие изгиба лопасти. А что происходит с машиной, на которой установлены лопасти более жесткие и возможно более короткие ? RAH-66, Bell S-97 ?

С телефона. Извините. Про сахалинскую трагедию помню. Писал. Про короче и жоще Вы сами ответили. Единственное, на лопастях могут быть хитрости (грузы).

честно говоря - наверное не понимаю
Более жесткая лопасть по теории является предпочтительнее для высоких скоростей, об этом в частности пишется в окр Камова на создание скоростного вертолета в 90х годах.

Но одновременно подразумевает более строгое управление ЛА и возможно снижение характеристик на авторотации.

А что с прецессией ?

Прецессия никуда не денется. Для существующих вертолетов ограничение угл. скорости вращения в первую очередь по крену. Для перспективных моделирование и рассчеты.

  • 1