О качестве продукции можно судить по разным критериям. Одним из таких критериев является рекламация (претензия на качество продукции). Для документального подтверждения претензии (несоответствия изделия установленным требованиям) используются рекламационные акты. Давайте попробуем взглянуть на качество наших вертолетов через призму рекламационной работы, на примере одного из наших вертолетных заводов (см. таблицу).
Наименование\годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011* | Всего |
Выпущено вертолетов (В), шт | 48 | 59 | 60 | 80 | | |
Кол-во рекламационных актов (А), в том числе: | 350 | 380 | 260 | 300 | 243 | 1533 |
рекламаций, обнаруженных на входном контроле (Авх), шт | 200 | 180 | 150 | 180 | 110 | 820 |
рекламаций, обнаруженных в эксплуатации (Аэк), шт | 150 | 200 | 110 | 120 | 133 | 713 |
Доля рекламаций, обнаруженных на входном контроле (Авх/А) | 0,57 | 0,47 | 0,42 | 0,6 | 0,45 | 0,53** |
Число рекламационных актов на один вертолет (А/В) | 7,27 | 6,44 | 4,33 | 3,75 | | |
* на август 2011 года; ** в среднем
Несмотря на то, что рекламационные акты в силу целого ряда причин (включая нашу лень, нежелание связываться, нелюбовь к жалобам — проще договориться) никогда не отражали 100%-ую истину, в целом, можно говорить, что картина качества имеет положительную тенденцию. Наряду с ростом производства число предъявленных рекламаций на один вертолет сокращается. Однако средний уровень качества остается достаточно низким — в среднем на один вертолет приходится 5,63 рекламационных акта. Кроме того, более половины (53%) всех рекламаций приходится на входной контроль (вертолет, который еще не был в эксплуатации). Что говорит о высокой степени «зрелости» конструкции (скрытых дефектов меньше, чем тех, что «лежат на поверхности»). Значит у нас есть серьезный резерв для повышения качества продукции.