
На днях состоялся долгожданный полет первого протитотипа Ка-62. Если наши СМИ говорили об итогах, перспективах и надеждах программы, то в западной прессе акцент сообщения о первом полете сместился в сторону французских двигателей Safran Ardiden 3G… Это Вам ничего не напоминает? В памяти «всплывают» французские «Мистрали». Сколько тогда было дискуссий в обществе и обещаний на самом высоком уровне. Итог мы все знаем. Отказ. К сожалению, так уж случилось, что на импорт завязаны обе наши главные вертолетные программы Ми-38 и Ка-62 (двигатели, главный редуктор, трансмиссия, топливная система…). Еще свежи воспоминания об отказе Pratt & Whitney Canada PW127 от Ми-38. Нужно отметить, что последствия оказались не столь уж безобидными. Из-за замены канадских двигателей на наши ТВ7-117В, пришлось «переделывать» главный редуктор, а это «становой хребет» вертолета. После «спектакля» с участием «Мистралей», вполне возникают нешуточные опасения, что в любой момент французский президент может объявить об очередном отказе. Синдром «Мистралей» еще долго будет преследовать наши отношения. Что делать, где найти опору? Опора – в нашей истории, в нашем, русском языке! «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Французские партнеры потеряли доверие. Для наших вертолетостроителей сегодня особенно актуально: на «французов» надейся, а сам не плошай.