
Начало нового вертолетного года – хороший повод для подведения итогов. К моему сожалению, подведение сводится исключительно к перечислению произведенных (купленных, поставленных) вертолетов, а не результатов их использования по назначению.
О вертолетах у нас говорят, в основном, производители. СМИ, превратившиеся в рекламных агентов дилеров западных вертолетов, перепечатывают пресс-релизы, даже не читая. Услышать настоящих эксплуатантов – большая редкость. Поэтому главный вопрос, что сегодня нужно тем, кто использует вертолеты по назначению, остается без ответа. Цены на вертолеты и запасные части, расходы на ремонт и модернизацию стремительно растут. Парадокс. Вертолет становится дороже и дороже, а бремя эксплуатации не облегчается. Производители вертолетов (авиационные власти, финансовые институты…) и потребители существуют, словно, в параллельных мирах. Стороны не слышат друг друга и даже не пытаются сделать шаг навстречу друг другу. В результате, вертолеты не успевают за сменой потребностей рынка, экономики, населения и даже вооруженных сил.
Наглядный пример (см. таблицу), один и тот же вертолет, одного и того же производителя с Аттестатом летной годности (вертолет А) или Сертификатом типа (вертолет С) имеет разные потребительские свойства.
Наименование | Вертолет А | Вертолет С | Разница |
Назначенный ресурс, ч | 18000 | 7000 | 2,57 раза меньше |
Назначенный срок службы, лет | 25 | 15 | 1,67 раза меньше |
Межремонтный срок службы, лет | 8 | 4 | 2 раза меньше |
Первое, что бросается в глаза, одни те же показатели сертифицированного варианта существенно ниже, тем аттестованного. Почему? Можно предположить, что сертификация подразумевает более принципиальное отношение к безопасности полетов (поэтому показатели занижены), но тогда почему ресурсы различаются в 2,57 раз, а срок – лишь в 1,67. Глупо задавать вопрос, какой из вариантов пользуется спросом. Потребители «голосуют ногами». А ноги ведут потребителей к «развороту на 180 градусов». Владельцы стали отказываться от сертифицированных вертолетов и переименовывать их – в аттестованные. Абсурд! Где такое видано?! Каким образом действия властей и производителей вписываются в потребности рынка? Никак. Конечно, можно говорить о том, что сертифицированный вертолет – новый (нужно «присмотреться»), потом, со временем ресурсы и сроки будут продлеваться. Но обязательно появится закономерный вопрос: За чей счет? В целом, ни способы выхода на рынок, ни стратегия эксплуатации не меняются…
Во все времена потребительские свойства оставались определяющими. Мы никак не можем или не хотим понять, что вертолеты строятся не для производства, а для эксплуатации!
Этим материалом «Вертолетные заметки» возвращаются к теме «Потребительских свойств вертолетов».