
Развитие нашего вертолетного хозяйства идет не просто. Традиционно лидерами отрасли выступают крупные авиационные компании, которые получили (поделили) бывшее советское наследство. «Гигантам» оказалось проще продавливать разработчиков, производителей, авиационные власти, СМИ, добиваться господдержки. Но основную долю вертолетного парка составляют небольшие компании («малыши»)! Закономерно возникает вопрос: За кем вертолетное будущее?
Существуют прямо противоположные мнения. Одни говорят, что будущее за «гигантами». Другие – за «малышами», за мелкими компаниями, которые работают напрямую с заказчиком-потребителем вертолетных услуг. Кто прав?
На память пришло недавнее посещение поликлиники. Промозглая погода не прошла бесследно. Простыл. Пришлось обратиться к медикам. Бесцветные глаза врача, беспрерывно жалующегося на маленькую заплату и чудовищную загруженность, загорелись лишь раз (когда стал рекламировать лекарства из «своей» аптеки). Не внимательность поразила и оттолкнула. В медицинском центре, который был рядом, совсем другое отношение. Внимание. Профессионализм. Участие. Вы скажете, за деньги. Конечно, за деньги. Кому не нравится пример с поликлиникой, вспомните небольшое уютное кафе, где хозяин радушно встречает, мило побеседует, поиграет с ребенком, где для каждого посетителя найдется тепло и внимание. В таком кафе всегда особая атмосфера и множество посетителей. Так и с вертолетами…
Специфика вертолетного бизнеса вытекает из особенностей самого вертолета и его использования по назначению. Вертолет – не самолет, ни с точки зрения принципов полета, ни способов и регулярности применения. Вертолет никогда не станет массовым, по крайней мере, в обозримом будущем. Следовательно, мерилом успеха будущего успеха (выживания и конкурентоспособности) является качество работы с клиентом. Попробуем взглянуть на вертолетные компании глазами потребителя вертолетных услуг.
При ближайшем рассмотрении, крупные компании – не столь безопасны, не столь эффективны и не столь качественны, как кажется на первый взгляд. Большие – растут за счет объединения и присоединения. Высокая текучесть кадров, вахтовый способ (не свое), сложность повышения квалификации, низкий уровень подготовки, аварии и катастрофы. Компании закрылись от потребителей пресс-службами.
«Малыши», напротив, всегда ближе к клиенту (как в медицине, где особенно остро чувствуется отношение) и легки на подъем. Сами управляют, сами летают, сами обслуживают. Настроены на долгосрочные отношения со своим клиентом. Берегут квалифицированный персонал. Небольшие компании могут «позволить себе» своевременно, полно и качественно удовлетворить потребности и запросы заказчика.
К сожалению, государство стремится помогать крупным компаниям, а мелких «водить строем», вешать ярлыки («живопырки») и незаслуженно обижать. Но если вертолетное будущее за тем, кто сумеет максимально близко приблизиться к заказчику, потребителю вертолетных услуг полно и качественно обслужить, то получается, что помогать нужно «малышам». И мой голос за «малышей»!?
Казалось, что все ясно. Однако никак не получалось закончить. Думал, искал. Ничего. Чтобы летали на вертолетах, одной близости недостаточно, необходимо доверие клиента. Будущее вертолетов за теми, кто сумеет заслужить, сохранить и укрепить доверие. Вера сама не приходит. Нужно помогать «малышам» заслужить доверие. Наша задача не разрушать хрупкую материю, а настойчиво, шаг за шагом укреплять кредит доверия…