?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ГОСПОДДЕРЖКА ВЕРТОЛЕТОВ СОКРАЩАЕТСЯ
helimen
555++.gif

Затянувшееся ухудшение экономической ситуации вынудило Правительство пересмотреть стратегию государственной поддержки развития авиастроения в целом и вертолетостроения в частности. В соответствии с федеральным законом № 359-ФЗ объем бюджетного финансирования на реализацию подпрограммы «Вертолетостроения» сократился на 879.781,1 тыс. руб. и составил 4.198.439,7 тыс. руб. Основные изменения представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Подпрограмма «Вертолетостроение»
Финансы Было, тыс. руб. Стало, тыс. руб. Перемены
Всего,
в том числе:
5.078.220,8 4.198439,7 минус 17,3%
ПСВ 3.404.903,1 - минус 100%
НИОКР завершение Ка-62 - 1.076.740,0 плюс 100%
НИОКР создание ПСКВ - 1.008.439,7 плюс 100%
Таблица 2 – Подпрограмма «Двигателестроение»
Финансы Было, тыс. руб. Стало, тыс. руб. Перемены
Двигатель для ПСВ/ПСКВ 1.400.000,0 356.000,0 минус 74,6%
ПСВ – перспективный скоростной вертолет.
ПСКВ – перспективный средний коммерческий вертолет.

При поверхностном рассмотрении винтокрылых перемен выясняются странные «телодвижения»:
Первое. Не успели стихнуть многочисленные, радостные, новогодние комментарии наших СМИ начала полетов перспективного скоростного вертолета, а в январе – Госпрограмма признается в невозможности обеспечения требуемого уровня эксплуатационных расходов ПСВ. Непонятно, на чем основано подобное заявление? Раньше не знали (что скорость – недешевое удовольствие)? Или знали и молчали? Если невозможно обеспечить требуемый уровень, зачем было финансировать программу?
Второе, в условиях дефицита собственного двигателестроения финансирование единственной программы вертолетного двигателя сокращается. Странно, когда на проект развития ПСКВ увеличение составляет плюс 100%, а на двигатель к нему, напротив – минус 74,6% (разработка двигателя всегда продолжительнее, чем вертолета).
Третье, на разработку вертолетных редукторов («становой хребет» вертолета) в программе не нашлось ни слова. Без редуктора вертолета не бывает!
В целом, складывается впечатление фрагментарного подхода: отдельные элементы программы вне единой, продуманной стратегии развития с «шараханьем» из стороны в сторону.
К чему готовиться? К сокращению финансирования развития вертолетов. Ожидается существенное снижение бюджетного финансирования вертолетостроения: в 2016 г. – минус 17,3%, 2017 г. – минус 14,6%, 2018 г. – минус 24,9%, в 2019 г. – вдруг «прыжок» – плюс 89,3% (еще «дожить» нужно), в 2020 г. вновь – минус 23,8%... Итак, готовиться нужно – к (по меньшей мере, 3-х летнему) торможению развития, затягиванию разработок и долгострою (со всеми вытекающими последствиями для выхода на рынок).
В новых условиях в основу государственного финансирования необходимо закладывать принцип «мини-максимализма» (повторяюсь): минимальное число увязанных по горизонтали (жизненный цикл) и по вертикали (платформа – силовая установка – трансмиссия – комплекс авионики…) многофункциональных платформ. Госпрограмма должна «мыслить» платформами, а не вертолетами.
И последнее, традиционно финансирование нашего вертолетостроения существенно уступает самолетостроению. Для сравнения, в 2016 году вертолеты уступили самолетам в 6,25 раз, дальше больше…
Не любят у нас свои вертолеты.