
Мы продолжаем размышлять на тему вертолетного хозяйства. На повестке дня – парк вертолетов РФ 2014 года. Для анализа использовался совместный доклад, прозвучавший на 7-ой международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» 21 мая 2015 года. Стало хорошей традицией, когда раз в год «Авиапорт» совместно с АВИ выпускают доклад «Парк вертолетов РФ». На базе представленных материалов «Вертолетные заметки» попытались раздвинуть рамки доклада и выявить некоторые новые закономерности.
К сожалению, абсолютные цифры постоянно «гуляют», поэтому наше внимание больше обращено на относительные изменения. Обзор построен по традиционному алгоритму: состав парка; исправность; интенсивность использования. В скобах приводятся сведения за 2013 год.
Итак, по данным доклада, в 2014 году в РФ было 1834 отечественного вертолета и 618 – зарубежного производства. Рассмотрим наши и зарубежные вертолеты раздельно.
1 НАШИ
1.1 Парк отечественных вертолетов РФ в 2014 году насчитывал 1834 ед. (в 2013 г. – 1858), в реестре: 1725 (1739) вертолетов Ми и 109 (119) Ка. Соотношение Ми и Ка: 93,7% и 6,3%. По сравнению с 2013 годом, общая численность отечественных вертолетов сократилась на 24 ед., минус 1,3% (Ми – минус 14 ед., 0,8%, Ка – минус 10 ед., 8,4%). Доля вертолетов Ка в парке остается незначительной. Нужно признать неприятный вывод, в замен ухода старых машин (Ми-2, Ми-8Т, Ка-26), новые – не пришли.
1.2 Исправность. Количество летающих (исправных) вертолетов в парке составляло 973 (1014), в том числе 926 (965) вертолетов Ми и 47 (49) вертолетов Ка. В целом, исправность парка составила: 53,1% (54,6%), минус 1.5 п.п. Исправность вертолетов Ми – 53,7% (55,49%), минус 1.8 п.п. Исправность вертолетов Ка – 43,1% (41,1%), плюс 2 п.п. Несмотря на улучшение исправности вертолетов Ка, исправность вертолетов Ми остается на 10 п.п выше, чем Ка.
Исправность по типам вертолетов представлена в таблице 1:
Таблица 1
Тип вертолета |
Количество, ед. |
Исправность, % |
Ми-171/172 |
16 |
86,7 (76,5) |
Ми-8МТВ/АМТ |
280 |
77,1 (76) |
Ми-8Т |
896 |
66,5 (68,9) |
Ка-32 |
47 |
63,8 (59,2) |
Ми-26 |
68 |
41,2 (47,8) |
Ка-26 |
56 |
28,6 (26,6) |
Ка-226 |
6 |
16,7 (50) |
Исправность парка оставляет желать лучшего. Только у двух типов она выше 75%. Это новые российские вертолеты. Не удивляет почетное третье место, «старого» Ми-8Т, удивляет, что на последнем месте обосновался Ка-226.
1.3 Интенсивность использования
Налет парка в 2014 г. составил 359208 часов (в 2013 г. – 444651 час) сокращение значительное – 23,8%. Основой вертолетной отрасли остается Ми-8Т - 248020 часов налета в 2014 году, против 285466 часов в 2013 г. Это 70% (!) всего налета вертолетов РФ (в 2013 г. было 64,2%), плюс 5,8 п.п. Как не ругают «тэшечку» Ми-8Т, наша главная «рабочая лошадка» – выше других и по исправности и по интенсивности использования. Вклад вертолетов Ка в обший котел налета составил всего 2% (2,1%). Поражает, что 16 Ка-26 налетали (3476 ч.) почти столько же, как 30 Ка-32 (3522 ч.). Средний налет на один летающий Ка-32 – 117 ч. (150 ч.). Падение составило минус 35,3%. Этот провал можно объяснить спецификой применения, однако, это не освобождает от поиска новых сфер применения. В целом, интенсивность использования парка остается достаточно высокой (средний налет на один списочный вертолет – 370 ч., а на один летающий вертолет – 434 ч.). Самые летающие представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тип |
Число летающих, ед |
Тср, ч |
Ка-226 |
1 (3) |
419 (287) |
Ми-8Т |
896 (897) |
416 (462) |
Ми-8АМТ/МТВ |
280 (279) |
356 (368) |
Пусть Вас не смущает первое место Ка-226, это налет одного вертолета. Реальное первое место заслуженно принадлежит Ми-8Т. Новые типы незначительно, но, тем не менее, уступают «старым», главная причина, по мнению «Вертолетных заметок» – это более высокие эксплуатационные расходы.
2 ИНОВЕРТОЛЕТЫ
2.1 В реестре 2014 г. 618 иновертолетов – это 25,2% всего парка (22,3%) численность возросла на 86 ед., 2,9 п.п. Доля иномарок существенно превышает долю налета, которая составляет всего 9,4% (8,5%). Продолжающийся рост численности иномарок, опережающий прирост их налета, подтверждает, мнение «Вертолетных заметок», что иномарки остаются «вертолетами выходного дня».
2.2 Еще одна проблема иномарок – «партизаны», из 618 вертолетов летает («наблюдается» – по терминологии совместного доклада) лишь 154 вертолета, 24,9% или всего четверть! Три четверти иновертолетов у нас не «наблюдаются»! Более того, «колония «партизан» постоянно растет (в 2013 г было две трети, 67%). Лидеры среди «партизан» – R66 из 75 наблюдается только 5, это 6%, R44 – 18,9%...
2.3 Интенсивность использования иномарок (тех, что наблюдаются) ниже отечественных вертолетов (средний налет на один списочный вертолет - 241). Самые летающие представлены в таблице 3.
Таблица 3
Тип |
Число летающих, ед. |
Тср, ч. |
ЕС135 |
11 (10) |
415 (406) |
R44 |
63 (78) |
314 (323) |
AS350 |
27 (26) |
253 (204) |
Нужно отметить, что все три призера работают устойчиво, изменения среднего налета – незначительны. В тоже время серьезно «упали» (по налету) старые модели А109, ВО105 ВК117 и ЕС130 (Н130). А те, что прибавили В206, В427, В429, AW139, так и не сумели преодолеть рубеж «100» (100 часов в год). AW139 удосужился отдельного внимания «Вертолетных заметок». В реестре 2014 г. состоял 21 вертолет (в 2013 г. было 18). Рост численности – значительный и составил 16,7%. Однако среди летающих AW139 в 2014 году оказалось лишь 13 – это 61,9% парка, т.е. 38,1% вертолетов – «простояло»! Для сравнения, в 2013 г. летало – 94,4%, падение на треть: 32,5 п.п. Что касается интенсивности использования, средний налет на один списочный 139-й – всего 52,8 ч. (72 ч.), падение 36,4%. Средний налет на один летающий вертолет тоже незначительный, всего 85 часов (76 ч.). «Ни себе, ни людям»! В то время как детей россиян возят на вертолетах в «скотских» условиях, по существу, простаивает целая эскадрилья первоклассных вертолетов.
Окончание следует.