helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Categories:

ПАРК ВЕРТОЛЕТОВ РФ 2014 ГОДА. «ЛУННЫЕ КАЧЕЛИ»

шапка7.gif

Мы продолжаем размышлять на тему вертолетного хозяйства. На повестке дня – парк вертолетов РФ 2014 года. Для анализа использовался совместный доклад, прозвучавший на 7-ой международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» 21 мая 2015 года. Стало хорошей традицией, когда раз в год «Авиапорт» совместно с АВИ выпускают доклад «Парк вертолетов РФ». На базе представленных материалов «Вертолетные заметки» попытались раздвинуть рамки доклада и выявить некоторые новые закономерности.

К сожалению, абсолютные цифры постоянно «гуляют», поэтому наше внимание больше обращено на относительные изменения. Обзор построен по традиционному алгоритму: состав парка; исправность; интенсивность использования. В скобах приводятся сведения за 2013 год.

Итак, по данным доклада, в 2014 году в РФ было 1834 отечественного вертолета и 618 – зарубежного производства. Рассмотрим наши и зарубежные вертолеты раздельно.

1 НАШИ

1.1 Парк отечественных вертолетов РФ в 2014 году насчитывал 1834 ед. (в 2013 г. – 1858), в реестре: 1725 (1739) вертолетов Ми и 109 (119) Ка. Соотношение Ми и Ка: 93,7% и 6,3%. По сравнению с 2013 годом, общая численность отечественных вертолетов сократилась на 24 ед., минус 1,3% (Ми – минус 14 ед., 0,8%, Ка – минус 10 ед., 8,4%). Доля вертолетов Ка в парке остается незначительной. Нужно признать неприятный вывод, в замен ухода старых машин (Ми-2, Ми-8Т, Ка-26), новые – не пришли.

1.2 Исправность. Количество летающих (исправных) вертолетов в парке составляло 973 (1014), в том числе 926 (965) вертолетов Ми и 47 (49) вертолетов Ка. В целом, исправность парка составила: 53,1% (54,6%), минус 1.5 п.п. Исправность вертолетов Ми – 53,7% (55,49%), минус 1.8 п.п. Исправность вертолетов Ка – 43,1% (41,1%), плюс 2 п.п. Несмотря на улучшение исправности вертолетов Ка, исправность вертолетов Ми остается на 10 п.п выше, чем Ка.

Исправность по типам вертолетов представлена в таблице 1:

                 

Таблица 1

Тип вертолета

Количество, ед.

Исправность, %

Ми-171/172

16

86,7 (76,5)

Ми-8МТВ/АМТ

280

77,1 (76)

Ми-8Т

896

66,5 (68,9)

Ка-32

47

63,8 (59,2)

Ми-26

68

41,2 (47,8)

Ка-26

56

28,6 (26,6)

Ка-226

6

16,7 (50)

Исправность парка оставляет желать лучшего. Только у двух типов она выше 75%. Это новые российские вертолеты. Не удивляет почетное третье место, «старого» Ми-8Т, удивляет, что на последнем месте обосновался Ка-226.

1.3 Интенсивность использования

Налет парка в 2014 г. составил 359208 часов (в 2013 г. – 444651 час) сокращение значительное – 23,8%. Основой вертолетной отрасли остается Ми-8Т - 248020 часов налета в 2014 году, против 285466 часов в 2013 г. Это 70% (!) всего налета вертолетов РФ (в 2013 г. было 64,2%), плюс 5,8 п.п. Как не ругают «тэшечку» Ми-8Т, наша главная «рабочая лошадка» – выше других и по исправности и по интенсивности использования. Вклад вертолетов Ка в обший котел налета составил всего 2% (2,1%). Поражает, что 16 Ка-26 налетали (3476 ч.) почти столько же, как 30 Ка-32 (3522 ч.). Средний налет на один летающий Ка-32 – 117 ч. (150 ч.). Падение составило минус 35,3%. Этот провал можно объяснить спецификой применения, однако, это не освобождает от поиска новых сфер применения. В целом, интенсивность использования парка остается достаточно высокой (средний налет на один списочный вертолет – 370 ч., а на один летающий вертолет – 434 ч.). Самые летающие представлены в таблице 2.

                 

Таблица 2

Тип

Число летающих, ед

Тср, ч

Ка-226

1 (3)

419 (287)

Ми-8Т

896 (897)

416 (462)

Ми-8АМТ/МТВ

280 (279)

356 (368)

Пусть Вас не смущает первое место Ка-226, это налет одного вертолета. Реальное первое место заслуженно принадлежит Ми-8Т. Новые типы незначительно, но, тем не менее, уступают «старым», главная причина, по мнению «Вертолетных заметок» – это более высокие эксплуатационные расходы.

2 ИНОВЕРТОЛЕТЫ

2.1 В реестре 2014 г. 618 иновертолетов – это 25,2% всего парка (22,3%) численность возросла на 86 ед., 2,9 п.п. Доля иномарок существенно превышает долю налета, которая составляет всего 9,4% (8,5%). Продолжающийся рост численности иномарок, опережающий прирост их налета, подтверждает, мнение «Вертолетных заметок», что иномарки остаются «вертолетами выходного дня».

2.2 Еще одна проблема иномарок – «партизаны», из 618 вертолетов летает («наблюдается» – по терминологии совместного доклада) лишь 154 вертолета, 24,9% или всего четверть! Три четверти иновертолетов у нас не «наблюдаются»! Более того, «колония «партизан» постоянно растет (в 2013 г было две трети, 67%). Лидеры среди «партизан» – R66 из 75 наблюдается только 5, это 6%, R44 – 18,9%...

2.3 Интенсивность использования иномарок (тех, что наблюдаются) ниже отечественных вертолетов (средний налет на один списочный вертолет - 241). Самые летающие представлены в таблице 3.

                 

Таблица 3

Тип

Число летающих, ед.

Тср, ч.

ЕС135

11 (10)

415 (406)

R44

63 (78)

314 (323)

AS350

27 (26)

253 (204)

Нужно отметить, что все три призера работают устойчиво, изменения среднего налета – незначительны. В тоже время серьезно «упали» (по налету) старые модели А109, ВО105 ВК117 и ЕС130 (Н130). А те, что прибавили В206, В427, В429, AW139, так и не сумели преодолеть рубеж «100» (100 часов в год). AW139 удосужился отдельного внимания «Вертолетных заметок». В реестре 2014 г. состоял 21 вертолет (в 2013 г. было 18). Рост численности – значительный и составил 16,7%. Однако среди летающих AW139 в 2014 году оказалось лишь 13 – это 61,9% парка, т.е. 38,1% вертолетов – «простояло»! Для сравнения, в 2013 г. летало – 94,4%, падение на треть: 32,5 п.п. Что касается интенсивности использования, средний налет на один списочный 139-й – всего 52,8 ч. (72 ч.), падение 36,4%. Средний налет на один летающий вертолет тоже незначительный, всего 85 часов (76 ч.). «Ни себе, ни людям»! В то время как детей россиян возят на вертолетах в «скотских» условиях, по существу, простаивает целая эскадрилья первоклассных вертолетов.
Окончание следует. 

Tags: анализ, иновертолеты, ка, ми, обзор, парк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments