
В ноябре 2009 года я написал для AEX (Aviation EXplorer) материал о вертолете ЕС120В, который назывался «Жилец «Колибри» или нежилец?» Статья завершалась вопросом: сможет ли вертолет «Колибри» постоять за себя? Представители западного вертолетостроителя высказали крайнее недовольство… Прошло почти 6 лет. Много «воды утекло» на вертолетном рынке. Появились новые программы, возродились забытые. А что «Колибри»? Итоги последних 5 лет (60 мес.), по данным Jeremy Parkin – HeliHub.com, представлены в таблице.
Вертолет |
Построено, ед. |
Robinson R66 |
690 |
Enstrom 480 |
100, в т.ч. 62 - военных |
MD500E/530F/520N |
76, в т.ч. 36 - военных |
Airbus Helicopters H120 |
65, в т.ч. 65 – во Франции, 20 в КНР – военные |
Bell505 |
Более 300 заказов, сертификация – 2 кв. 2016 г. |
Ответ на вопрос оказался на поверхности. Не сумел! R66 в 10 раз превзошел Н120. Интересно, что треть поставок R66 приходится на Бразилию (136) и Россию (85).
Причины столь серьезного поражения лежат в экономической плоскости. При относительно равных параметрах цена R66 – 0,814 млн. долл., В505 – 1 млн. долл., Н120 – 1,76 млн. долл. Однако, это не значит, что сегодняшний лидер может «почивать на лаврах». С выходом на рынок В505 борьба в секторе «4+1» будет обостряться.