
В последнее время особенно много говорят о закупках вертолетов различными государственными структурами. Мелькают цифры, таблицы, графики, диаграммы… Однако, четкого представления, каким должен быть парк вертолетов, на мой взгляд, нет даже у тех, кто называет себя авиационными специалистами и громче всех кричит. Приведу пример. Несколько лет назад, на одной из дискуссий, посвященных государственному оборонному заказу, выступающие докладчики бодро перечисляли миллионы, выделяемые на закупку, и штуки приобретаемой техники. На вопрос о выделении средств на эксплуатацию этих штук (на использование по назначению, ремонт, модернизацию, обучение, обеспечение запасными частями…) дружно замахали руками, потом разберемся. Сначала нужно закупить. Детская позиция. Потом будет поздно. Сегодня стоимость эксплуатации превышает стоимость приобретения. Парк вертолетов не может складываться сиюминутными настроениями (типа сегодня одни двигатели, завтра другие, сегодня одна радиостанция, завтра другая, одни ОНВ, средства защиты и обороны и т.д.). В результате, мы имеем пугающую «разнотипицу». Число типов, модификаций вертолетов и их комплектующих продолжает плодиться с огромной скоростью. В пору, сочинять анекдоты про «самый большой склад запасных частей». Смешно, если не было бы так грустно. Дожили до того, что хвостовая балка одного завода не подходит для вертолета другого завода (я не говорю о мелочах, типа размещении оборудования на приборной панели и т.п.). Что делать, если в результате грубой посадки повредили балку? Бросать вертолет!
Исправность парка вертолетов – не радует. Заявления о продаже жизненных циклов остаются на уровне лозунгов. И все из-за того, что нет четкого понимания, каким должен быть парк. Вместо научного формирования парка – базар, на котором торговцы стараются любой ценой «впарить» технику покупателю. А потом… «хоть трава не расти». Отсутствует ясная и четкая программа строительства парка. Нет общей стратегии развития ресурсов, сил и средств техники, кадров, запасных частей и т.д. Вместо этого выставки и демонстрации. Демонстрационная функция не главная забота государственной авиации. Главное – не кричать на каждом углу самый лучший вертолет, а доказывать исправностью, боеспособностью и мобильностью подразделений и частей, способностью вести боевые (и иные действия) в отрыве от мест основного базирования. Воюют не отдельные вертолеты, а подразделения и части по единому замыслу, согласованному по месту и времени. Не может парк вертолетов строится в угоду продавцам вертолетов. Как и не могут военные требовать от производителей невозможного.
Боеспособность – это способность в условиях реального огневого противодействия в отрыве от разработчика, производителя и мест основного базирования нанести поражение противнику путем поддержания интенсивности боевого применения на необходимом уровне. Для этого нужно восстанавливать силы и средства технику, для этого нужно выстраивать и отлаживать всю систему боевого применения вертолетов заранее, а не только закупки вертолетов…
P.S. Несколько лет назад была написана подобная статья о «сообщающихся сосудах» вертолетных парков государственной авиации… С тех пор ничего не изменилось.