
На днях наши СМИ дружно сообщили о запуске серийного производства перспективного тяжелого транспортного вертолета, и также дружно промолчали о заказах на него… Легко сказать.
За все время разработки программы были лишь прогнозы и заявления чиновников от вертолетостроения. И ни одного реального контракта на поставку, ни одного письма или меморандума о намерениях. В задачке вопрос: Зачем начинать производство в условиях отсутствия заказов? Вертолет – не пирожок, если не купят, не скушать. А у нас получается наоборот. Сначала вертолеты – потом покупатели. Реальных покупателей нужно готовить до запуска производства. Тогда вертолеты будут продаваться, как пирожки – влёт! Легко сказать.
Ниша использования тяжелых транспортных вертолетов очень узкая и, поэтому – высоко конкурентная, получить заказ здесь – очень трудно. Более того, постоянная модернизация предшественника, в том числе и обратная (использование агрегатов с нового) сводит все преимущества перспективного – на нет. Надежды студентов на «автомат» не пройдут. Для продвижения перспективного – нужно вместо советского способа продвижения любой ценой (когда «на амбразуру бросаются» все силы вертолетного хозяйства), нужно включать рыночные механизмы. Легко сказать…