?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Flag Next Entry
КОЛЫБЕЛЬ ВИНТОКРЫЛЫХ АМФИБИЙ
helimen
fish++.gif

Присоединение Крыма возвращает нашему вертолетному хозяйству «утерянные ценности».

Несомненно, одна из самых ярких «жемчужин в ожерелье» вертолетных возможностей – Севастопольское авиационное предприятие (САП). Вслед за возвращением в СМИ прокатилась бурная волна фантазий и заоблачных планов. Сегодня, когда разговоры вокруг САПа поутихли, попробуем реально взглянуть на представителя Севастополя, как на обыкновенное ремонтное предприятие.

Итак, государственное предприятие «Севастопольское авиационное предприятие». Расположено на берегу бухты Круглая (г. Севастополя). Численность работников в 2014 году составляла около 380 человек. ГП «САП» специализируется на ремонте вертолетов Ми-8, Ми-14 и Ка-27 всех модификаций. Долгие годы основной номенклатурой продукции предприятия были Ка-25 и Ми-14.

Основные вехи истории:

1978-1979 г.г. – период освоения капитально-восстановительного ремонта (КВР) вертолета Ми-14 и его модификаций.

1985 год – освоение ремонта вертолетов Ка-27, коллектив успешно справился с поставленной задачей, однако выполнение ремонта Ка-27 было передано на АРЗ г. Пушкин.

1990 год – вершина развития производственных мощностей и роста численности работающих. САП продолжает выполнять ремонт Ми-14 и Ка-25, но поступление в ремонт стало уменьшаться.

1991 г. – начало освоения капитального ремонта вертолетов Ми-8.

1992-1995 г.г. САП выполняет программу конверсии (переоборудования военных вертолетов Ми-8 и Ми-14 в грузопассажирский вариант).

В июне 1997 г. САП возвращается к освоению капитального ремонта Ка-27 и его модификаций.

Главная тема.

Особое место в деятельности САП занимали вертолеты-амфибии Ми-14 (ПС, ПЛ и БТ). Севастопольцы выполняли ремонт Ми-14, начиная с 1978 года по настоящее время. Количество отремонтированных вертолетов представлено в таблице.

1980-1984

1985-1989

1990-1994

1995-1999

2000-2004

2005-2009

2010-2014

~ 45

~ 77

59

12

3

12

6

За 35 лет отремонтировано более 200 вертолетов.

САП готов к ремонту Ми-14. Производственный цикл КВР составляет 120-180 суток. На предприятии есть рабочая конструкторская, технологическая ремонтная и эксплуатационная документация для вертолетов Ми-14 военного назначения. На 100% укомплектовано оборудованием, КПА для выполнения КВР и переоборудования вертолетов. С 1995 года САП выполняет переоборудование военных вертолетов в вертолеты гражданского назначения (пассажирский, грузопассажирский, спасательный, санитарный и пожарный, пожарно-спасательный) и установку высотных двигателей ТВ3-117ВМ. Следующий шаг – модернизация вертолета Ми-14 (под руководством ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля»). Основные направления модернизации включают: оптико-электронные обзорные системы с интегрированным комплексом бортового оборудования КБО-14 и регистраторами полетной информации (по оценкам специалистов, стоимость модернизации может составлять от 850 до 1500 тысяч евро).

Не только Ми-14. И не только ремонт.

В период 2012-2014 г.г. кроме 6 Ми-14 ремонт прошли 10 Ми-8/8МТВ и 6 Ка-27/28. В настоящее время ГП, кроме капитального ремонта, работает по таким направлениям, как переоборудование вертолетов Ми-8 для полетов по международным воздушным линиям (ППП СМУ); установка дополнительных подвесных топливных баков; установка на Ми-8Т (МТ, МТВ) аппаратуры регистрации полетных данных БУР-4-1, СДК-8; переоборудование вертолетов Ми-8 в пассажирский, грузопассажирский и салон VIP.

У севастопольцев хорошие международные связи, предприятие производило КВР и переоборудование вертолетов для Ливии, Сирии, Болгарии, Польши и Пакистана. САП располагает необходимыми подготовленными кадрами, производственными площадями и оборудованием. Плюс уникальное расположение. Испытательные полеты производятся с вертолетных площадок, расположенных на территории предприятия в выделенных районах близ города и выделенном районе акватории бухты «Круглая».

Одним словом, есть все, чтобы занять достойное место в вертолетной организации России. Предприятие стремится к самым серьезным задачам:

1.   Программа модернизации Ми-14.

2.   Участие в региональных программах в качестве соисполнителя работ на вертолетах Ми и Ка с выездом специалистов.

3.   Создание филиала разработчика по сопровождению ремонта, модернизации, вплоть до создания нового вертолета-амфибии.   

В перспективе САП может стать колыбелью для новых вертолетов-амфибий (сегодня весь мир нуждается в вертолетах-амфибиях и Россия не исключение). Но это лишь полдела. Вторая половина – предполагает стратегический черноморский форпост вертолетного хозяйства на юге России. Важно грамотно использовать и преумножить бесценный потенциал. Для этого необходимо подняться на уровень наших национальных интересов. Свести к банальному: «поматросил и бросил» в бухте Круглая – не получится…