helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Categories:

НАШИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ВЕРТОЛЕТЫ

AAAnew5.gif

Сегодня разговор пойдет о наших национальных вертолетных интересах.

Лишь накануне открытия нашей главной вертолетной выставки СМИ вспоминают о существовании вертолетов, а через неделю после ее завершения – забывают. И, тем не менее, за эти несколько дней можно узнать немало интересного и неожиданного о наших и чужих вертолетах.

Активизация рекламодателей и рекламобрателей понятна, им надо успеть. Что касается остальных, удивила прозвучавшая по-новому риторика западных вертолетостроителей. Впервые появилась военная терминология: «Airbus Helicopters даст бой в среднем и тяжелом весе», «возьмет в клещи» … Кому собираются «дать бой» и что будут «брать в клещи»? Нам, наши вертолеты. Маски сброшены! 2015 год – точка отсчета начала борьбы за российский рынок средних/тяжелых вертолетов. Ниша СВ/ТВ в РФ традиционно занята Ми-8/17 («восьмёрочка» – это наш бестселлер, самый продаваемый, но и самый рабочий). С переходом в решающую стадию «бой» разворачивается с нашими вертолетами прямо у нас дома.

Небольшой экскурс в историю. Более двух десятков лет назад российское вертолетное хозяйство открылось для западных вертолетостроителей. В надежде расширить свои позиции и получить дополнительный источник прибылей в Россию устремились Schweitzer, Enstrom, Robinson, Bell, Eurocopter (сегодня Airbus Helicopters), позднее к ним присоединились AgustaWestland и Sikorsky. До некоторых пор это не затрагивало наши национальные интересы (речь ведь не о Robinson-ах, масса которых на порядок меньше Ми-8). На первом этапе скромно декларировался лозунг, что у нас нет своих легких вертолетов (ЛВ), затем смелее – средних (СВ), дальше – больше, черед докатился до СВ+ (громкий новогодний подарок в 160 AW189) и, наконец – тяжелых вертолетов (летом ожидается сертификация Airbus Helicopters H225, на очереди - Sikorsky S-92). Сегодня крупнейшие вертолетостроители продвигают в РФ вертолеты среднего класса: AW139 (итальянской сборки), S-76D; СВ+: H175, AW189 и ТВ: H225, S-92 и даже AW101 (прилетал на МАКС-2013). Все они, так или иначе, являются прямыми (косвенными), конкурентами нашей основной программы Ми-8/17. Более того, нацеливаются на «святая святых», открыто заявляя о претензиях на нефтегазовый сектор нашей экономики.

Удивительно, что продвижение западной вертолетной техники и услуг не встречает «сопротивления». Открываются двери самых высоких кабинетов и, напротив, создаются препятствия для – своих. С каким «остервенением» сертификационные органы бьются со своими вертолетами (доходит до абсурда – «обратное» переименование сертифицированного Ми-171 в несертифицированный Ми-8АМТ) и как «легко» преодолевают сертификационные барьеры западные вертолеты (даже без перевода на русский язык руководств по эксплуатации, я не говорю о сопровождении изменений конструкции). Вертолеты летают, обслуживаются, ремонтируются, а руководства только собираются переводить. Словно наши летчики и технари всю жизнь разговаривали исключительно на английском языке. Доходит до того, что когда требуется выполнить работы на одном вертолете, разбирается другой, чтобы посмотреть, как это сделано (русскому мужику проще посмотреть, чем «англицкие» книжки читать). За то представители зарубежных вертолетостроителей – на самых почетных местах в президиумах, теснят российских специалистов, заключают контракты и получают российские звания и награды, учат нас, как безопасно летать на вертолетах, по правде, не имея на то особых оснований.

Тем временем, иновертолеты появились практически во всех крупных компаниях и государственных структурах (МЧС, МВД, ФСБ, МО РФ). Даже первые лица полетели на чужих вертолетах. VIP-варианты пользуются у нас особым предпочтением. Скажите, сколько российских вертолетов во французской жандармерии или немецкой полиции, у итальянских карабинеров или лондонских bobbi, я уже не говорю о военных? Ни одного! Почему? Потому что у вертолетных держав – свои национальные вертолетные интересы. А у нас? Что сказать? Для начала нужно определиться с основными направлениями, например:

- обеспечение развития экономики, в первую очередь нефтегазового комплекса, добычи природных ископаемых (достояния всех, а не 1% менеджеров) и роста рабочих мест в вертолетостроении…

- доступность вертолетных услуг для всего населения (а не 1% населения, способного покупать современные западные вертолетные услуги). «Наши люди в оперу на вертолете не летают», а вот вертолетная скорая медицинская помощь должна быть доступна не только в Москве и Санкт-Петербурге…

- вертолетная боеспособность наших вооруженных сил (максимум эффективности при минимуме типов и минимуме расходов)…  

Национальные интересы – это в первую очередь отстаивание интересов нашего потребителя наряду (вместе, а не раздельно) с интересами наших вертолетостроителей, вертолетных эксплуатантов, ремонтников, логистиков и т.д. С этой точки зрения, «угроза «дать бой» означает, что в наш дом пришли прямые конкуренты наших вертолетных интересов, и не только внутренних, но и внешних (победа в России открывает победителям двери на мировой рынок, а проигравшим – закрывает).

Чтобы противостоять «атаке», нужно определиться с главным направлением удара (нужно сформулировать и озвучить приоритеты). У нас есть свои приоритеты. На мой взгляд, наш главный национальный приоритет – это семейство вертолетов Ми-8/17! И здесь нет места продвижению западных вертолетных программ. Иновертолеты – это гости, поэтому должны вести себя, как гости, а не как хозяева.

Мы забыли, что мы хозяева нашего вертолетного хозяйства.

Мы не настолько хорошо живем, чтобы закупать VIP/VIP вертолеты.

Мы не настолько плохо работаем, чтобы продвигать зарубежные вертолеты.

Мы не настолько не любим свои вертолеты, чтобы «облизывать» чужие.

Можно критиковать своих разработчиков и производителей, но как можно не любить свои вертолеты. Это совсем не значит, что национальная вертолетные интересы – это вседозволенность вертолетостроителей, когда десятки лет можно разрабатывать одни и те же параллельные программы, бесконечно и бесконтрольно расходовать бюджетные средства. Национальные вертолетные интересы – это баланс государственных и общественных потребностей с одной стороны и бюджетных возможностей с другой.

Вертолетное хозяйство – не театр «серых кардиналов», за кулисами дергающих за верёвочки. Нам маски не нужны. Россия – наша Родина, Родина вертолетов. В стране с русскими вертолетными традициями разговоры с позиции силы («даст бой» или «возьмет в клещи») не приемлемы. Никогда чужие вертолеты в РФ не смогут стать своими. А только свои вертолеты, безопасно, эффективно и комфортно работающие на благо экономики и населения страны, будут определять вертолетную погоду в нашем доме.

Вместо заключения. Первоначально материал назывался: «Маски сброшены», однако, по мере приближения к завершению, агрессия и противопоставление растворились. Дело тут не в разделении на своих и чужих. Нам нужно двигаться вперед, не оглядываясь на других, постепенно, шаг за шагом, выдавливая из себя любую недружескую зависимость или попытку ущемить наши национальные вертолетные интересы.

Tags: маскисброшены, национальныеинтересы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments