Ровно месяц назад, 24 марта 2015 года во французских Альпах произошла чудовищная катастрофа самолета Germanwings, в которой погибло 150 человек. Катастрофа на время затмила все мировые новости. Несмотря на то, что мировая общественность несколько недель бурно обсуждала трагедию, связанную с падением самолета, за кадром телевизионных каналов и информационных агентств осталось активное участие вертолётов…
Вертолетная поисково-спасательная операция стартовала практически одновременно с падением самолета. С первых минут вертолеты приступили к выполнению своих нелегких обязанностей. Первый вертолет (французской жандармерии) взлетел в 11.00 после получения сигнала из военного воздушного центра управления 24 марта в 10.55 по местному времени. Обломки самолета были обнаружены в 11.07.
Вертолеты-участники операции базировались на аэродроме в Сен-лез-Альп (на юго-востоке Франции). Основная тяжесть вертолетных работ легла на плечи французской жандармерии (жандармерия – один из видов вооружённых сил Франции, совмещающий в себе функции внутренних войск и военной полиции). Жандармерия направила самый крупный вертолетный отряд из 7 вертолетов (3 ЕС145 горные спасатели из Бриансона, 1 ЕС145 из Лиона и еще 1 ЕС145 из Парижа еще один 1 ЕС135 из Йера…). В общей сложности было задействовано 17 вертолетов, в т.ч. ЕС145, SA330 Puma (армии Франции), AS532 Puma (ВВС Франции) и вертолеты (коммерческой скорой медицинской помощи). Спасатели надеялись, что кто-нибудь остался в живых. Однако, тщетно. Из поисково-спасательной – операция превратилась в поисковую.
25 марта осталось только 4 вертолета жандармерии (3 ЕС145 и 1 ЕС135), армейская SA330 Puma и AS532 из ВВС. ЕС145 занимались перевозкой следователей и сбором человеческих останков. ЕС135, оснащенный видео камерами, предназначенными для киносъемки, использовался для перевозки глав государств, одновременно операторы и фотографы из министерства внутренних дел вели воздушные киносъемки с места происшествия (документирование хода работ).
29 марта осталось всего 2 ЕС145 (занимались в основном обломками самолета).
3 апреля к ним присоединились 2 немецких военных вертолета Bell UH-1D. Отличительные особенности спасательной операции в Альпах.
Во-1х, условия применения оказались на редкость жесткими. Сложный рельеф (скалы, обрывы, овраги, хребты) – не давал возможности приземлиться, поэтому вертолеты работали с лебедкой на висении на высоте 50-60 м. Сильный ветер до 100 км/ч, турбулентность воздуха (полеты приостанавливались несколько раз). Сложность освещения (резкий контраст между солнечным светом и тенью).
Во-2х, организация. Экипажи вертолета состояли из двух членов: пилот и бортовой механик, который помогал пилоту при навигации и ведении наблюдения за воздушным пространством (препятствия и другие вертолеты). В операции принимали участие 11 пилотов и 11 техников (без ограничений по времени). Ежедневный налет по 4-5 часов. Продолжительность полета до места происшествия составляла 4 минуты (можете представить себе, сколько нужно было сделать рейсов, чтобы налетать пять часов). Основной вид полетов – работа на висении с лебедкой. Вертолетными лебедками были доставлены на место спасатели, представители следственных органов, официальные лица, подняты останки людей и обломки самолета. Техническое обслуживание выполнялось через каждые 100 подъемов. Загрузка вертолетов была ограничена до 4 человек. Был ограничен и запас топлива (в районе поиска использовались небольшие топливозаправщики до 2000 л., за 5 дней было израсходовано 10000 л.)…
Вот так выглядит современная вертолетная поисково-спасательная операция, в которой вертолетам нет альтернативы. Без вертолетов миссия была невыполнима. Несмотря на сложный рельеф, сильный ветер, трудности освещения и длительную работу на висении, вертолеты показали, что являются сегодня единственной платформой, способной выполнять подобные работы. Только вертолеты способны безопасно и эффективно работать в столь сложных условиях. К таким операциям нужно серьезно и заблаговременно готовиться. Готовить вертолеты, готовить экипажи, готовить обеспечение, готовить следователей… одним словом, всех участников миссии.