?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ЛЕ БУРЖЕ: ЗА ЛАЙНЕРАМИ – БУДУЩЕГО НЕ ВИДНО
helimen
 

Вот и завершилось очередное Парижское Эйршоу. Специалисты и не специалисты обсуждают увиденное и услышанное. На экранах телевизоров, компьютеров и iPad-х, передовицах газет, журналов и сайтов сплошь огромные лайнеры и много миллиардные заказы. Boeing & Airbus завалили весь мир контрактами. А «о вертолетах и ни слова». Вертолетчики оказались чужими на празднике. Даже «продвинутая» Франция не поняла предназначения вертолетов. В конце прошлого года французское правительство приняло постановление, получившее имя «антикоптер», которое грозит оставить вертолетчиков без работы. Для справки: Сегодня во Франции 500 гражданских вертолетов, на которых прямо или косвенно занято 10000 человек. В угоду экологическому  лобби правительство склонилось к ужесточению санкций против вертолетов, запретив полеты в жилых районах. Постановление, призванное защитить жителей от шума, на самом деле запрещает полеты вертолетов (чартерные перевозки, воздушные работы и т.п.). Теперь даже медицинские вертолеты не могут производить посадку в центре города. Пострадавшие сначала должны доставляться наземным транспортом до ближайшего вертолета или площадки, а уж потом вертолетом в госпиталь (так можно и до абсурда дойти, говорить пострадавшему: Не кричите, Вы нарушаете тишину). Кроме того, есть реальная опасность закрытия парижского вертопорта Исси-ле-Молино (Issy-les-Moulineaux). В результате, одни компании уходят с рынка, другие – банкротятся, а третьи – переводят свои активы за рубеж. Если ситуация не улучшиться французские вертолетчики будут вынуждены обратиться к забастовочным методам. Возможно, когда все гражданские вертолеты останутся на земле, правительство  наконец-то поймет, насколько они необходимы для страны. Есть такая поговорка (не гарантирую точность): «Почувствовав усиление ветра, одни строят защитную стену, другие – ветряную мельницу». Господа законодатели и французские и российские время возведения стен запретов прошло, пора запускать «винтокрылые мельницы».  

На шоу вертолетостроители сделали все, чтобы быть увиденными и услышанными. Новая скорость полета: модель X3, новая дальность: AW189 – «200 миль над водой со скоростью 270 км/ч туда и обратно»; новые двигатели, в том числе дизельные (ЕС120), новая цифра: Bell407GX с Garmin 1000H и новая организация программ: AW609… Однако стадное dream чувство в очередной раз сыграло злую шутку. Мечтатели и фантазеры не увидели или не захотели увидеть главную  транспортную платформу будущего – вертолеты, точнее винтокрылы! К сожалению, за dream лайнерами будущего не видно. Проще рассуждать о сотнях млрд. долларов. СМИ трубят «О вылете из кризиса». Вылететь-то – вылетели, только приземляться пришлось… на автостраду. За время Эйршоу в Лу Бурже в России в течение трех дней произошли три катастрофы причем во всех категориях: гражданская авиация – Ту-134 (47 человек погибло); государственная – Миг-29 (двое погибших); частная – Ми-2 (один погиб). Пока авиационный мир праздновал «успехи», мы потеряли 50 человек, в том числе детей.         

Выход из кризиса измеряется не суммами заключенных договоров, а возможностью безопасного, эффективного и экологичного использования третьего измерения. Даже не числом перевезенных пассажиров, а числом летающих россиян! К сожалению, у нас авиация ассоциируется исключительно со «строением». Более того, сегодня это бизнес ради бизнеса, а не ради людей. Создание очередного лайнера превращается в раздел бюджетных средств. Как показала программа Super Jet, погоня за B&A бессмысленна. «Миллиард долларов народных денег израсходовали», а получили более половины западные комплектующие и возможность посадки на полтора десятка(!) аэродромов (и это для 1/8 планеты). В итоге основная часть россиян ничего не получит. Люди десятками лет не покидают своих городов, и за врачами летают на самодельных аппаратах. О какой транспортной свободе может идти речь? Это транспортная если не тюрьма, то – поселение!  

Инфраструктура. Конфуз А380 с повреждением крыла – не случайность, а наглядная демонстрация нарастающего противоречия «самолет-инфраструктура». Даже у них авиационная инфраструктура не успевает за мечтами авиастроителей, а у нас – безвозвратно отстала. Нет приличных аэродромов и глядя на наших дорожников, «закапывающих» бюджетные средства, еще долго не будет. А самолеты без аэродрома не могут ни взлетать, ни садиться. Для России с ее «дорогами» нужно свое транспортное средство. И такое транспортное средство есть. Винтокрылу аэродромы не нужны! Однако никто не хочет замечать. Ничего кроме Super Jet мы не хотим ни видеть, ни слышать. Нам dream подавай, но dream детей в школу не отвезет и за врачом не слетает. Разработка лайнеров – это тупик, который не дает транспортной свободы. Ведь мир не ограничивается рамками ВПП 1-го класса, VIP залами и автомобилями с мигалками.  Мир гораздо богаче. Пара примеров из другого мира. Афганистан. Несмотря на отчаянное сопротивление Sikorsky США закупает наши российские Ми-17. Американцы уходят, российские вертушки остаются. Китай. После страшного землетрясения в 2008 г. китайцы не только сумели понять бесценное значение вертолета, но и за три года перевернуть   вертолетную политику. Отправляйтесь в сентябре на китайскую выставку вертолетов и почувствуйте разницу: «было 150 вертолетов – будет 1500»!    

А мечтатели не видят или не хотят видеть явного противоречия. Сотни миллиардов заслоняют реалии. Воздушный транспорт для избранных обречен. Авиация России начинается с регионов. В Твери, Краснодаре, Новосибирске… люди хотят свободно летать. Свобода перемещения, которая не ограничивается рамками «от ВПП до ВПП». Люди хотят летать «от Подъезда к Подъезду»!  И винтокрылы дают такую возможность.  Более того, только транспортная свобода может дать импульс для дальнейшего развития экономики и общества. У России есть уникальный шанс не пилить и не закапывать средства, а действительно решить транспортную проблему и не только обрести транспортную свободу, но и подарить ее миру.