?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
МЫ «В ТРЕНДЕ РАЗВИТИЯ»!?
я
helimen


Весь год средства нашей информации убеждали, что российское вертолетостроение «в тренде развития».

Чтобы обсуждать и комментировать подобные заявления, для начала нужно определиться, каковы сегодня тренды (мне больше нравятся – тенденции) развития мирового вертолетостроения. Если не все, то хотя бы главные. И лишь потом, можно говорить: мы «в тренде» или нет, «в развитии» или «топчемся на месте». Итак, каковы сегодня основные тенденции развития мирового вертолетостроения.

Главная тенденция четко обозначилась в этом году, когда ведущие мировые вертолетостроители представили на суд общественности сразу три новые модели. Обратите внимание: ЕС175 (максимальная взлетная масса 7,5 т); AW139 (8,3 т.); Bell525 (8,75 т.) в совершенно новом классе (7-9 т.), получившем название средний плюс (или супер средний СВ+) см. таблицу.

Обозначение

Макс. взлетная масса, т.

Состояние программы

Средние вертолеты (СВ)

ЕС155

4,9

Серийное производство

S-76

5,3

Серийное производство

Bell412

5,4

Серийное производство

AW139

6,4-6,8

Серийное производство

AW139.ru

6,4

Штучная сборка

Ка-62

6,5

Подготовка к первому полету

Супер средние вертолеты (СВ+)

EC175

7,5

Начало эксплуатации

AW189

8,3

Начало эксплуатации

Bell515

8,75

Подготовка к первому полету

Тяжелые вертолеты (ТВ)

Rachel

10-11

Проектирование

ЕС225

11

Серийное производство

S-92

11,86

Серийное производство

Ми-8/17

12-13

Серийное производство

Ми-171А2

13-13,5

Испытания

AW101

14,6

Малосерийное производство

Ми-38

15,6

Сертификационные испытания

Наши (синий цвет), либо не дотягивают по взлетной массе до СВ+: российская сборка AW139.ru (6,4 т.) и Ка-62 (6,5 т.), либо существенно превышают новый сегмент рынка: Ми-171А2 (13 т.) и Ми-38 (15,6 т.). Мы расположились на границах нового диапазона и не собираемся что-либо менять. Однако в среднем классе, несмотря на высокий спрос, не протолкнуться. За поставки, которые оценивается специалистами на ближайшее десятилетие до 2023 г. в 1330 ед., кроме наших, поборются известные бестселлеры: AW139, S-76, EC155. Объемы нового класса СВ+ вполне сопоставимы – 1200 ед., но нам они не достанутся. В секторе тяжелых вертолетов такое же столпотворение: Rachel, EC225, S-92 и дальнейшая модернизация Ми-8/17 (13,5 т.). Но здесь, напротив, серьезное превышение предложения над спросом. По мнению главного специалиста вертолетного рынка Ричарда Абулафия, (извините за перевод) «в течение многих лет там (сектор тяжелых вертолетов) был небольшой рынок, и довольно много б/у вертолетов. На моей памяти, никто и никогда не покупал новые вертолеты гражданской версии. В течение многих лет пытались предлагать самую новую модель AW101, и до сих пор ноль продаж для негосударственных пользователей. Реально продается только «горстка» (вертолетов) невоенным правительственным пользователям. Идея разработки нового проекта, нацеленного на рынок тяжелых коммерческих вертолетов, очень странная».

В нашем винтокрылом оркестре явный диссонанс: дуэт в среднем классе и квартет в тяжелом, а между ними, где просыпается реальный спрос, ничего нет. Что касается развития, у обоих российских «новичков» рынка Ми-38 и Ка-62 нет заказчиков (по крайней мере, своих). Сроки реализации программ затягиваются. За это время успели устареть методики разработки. Главный критерий рынка – экономичность эксплуатации с прежними подходами (ресурсы, сроки службы) осталась на прежних позициях. Мы не меняем идеологии эксплуатации. Новая организация с перспективными процессами функционирования системы эксплуатации – на декларативном уровне.

Подведем итог, мы явно не вписываемся в новый сегмент СВ+, а в традиционных СВ и ТВ теряем позиции, затягивая с реализацией. Кстати, в секторе легких однодвигательных газотурбинных вертолетов среди новых моделей: R66, Bell505, SH-09 – наших не наблюдается. Программа Ми-34 остановлена, а совместный с AgustaWestland проект – закрыт.

Итак, мы в тренде развития? Решать Вам!

По мнению «Вертолетных заметок» мы не в тренде развития, мы где-то рядом. Потому что не мы управляем обстоятельствами, а обстоятельства управляют нами. Что за обстоятельства? Затягивание сроков разработки, отсутствие собственных двигателей и главных редукторов, оборудования, методик и технологий, непонимание роли, места и сути послепродажного обслуживания, а главное, нехватка высоко квалифицированных кадров. В этих условиях единственный выход – «плыть по течению», что мы и делаем. Мы делаем что умеем и как умеем…