
Весь год средства нашей информации убеждали, что российское вертолетостроение «в тренде развития».
Чтобы обсуждать и комментировать подобные заявления, для начала нужно определиться, каковы сегодня тренды (мне больше нравятся – тенденции) развития мирового вертолетостроения. Если не все, то хотя бы главные. И лишь потом, можно говорить: мы «в тренде» или нет, «в развитии» или «топчемся на месте». Итак, каковы сегодня основные тенденции развития мирового вертолетостроения.
Главная тенденция четко обозначилась в этом году, когда ведущие мировые вертолетостроители представили на суд общественности сразу три новые модели. Обратите внимание: ЕС175 (максимальная взлетная масса 7,5 т); AW139 (8,3 т.); Bell525 (8,75 т.) в совершенно новом классе (7-9 т.), получившем название средний плюс (или супер средний СВ+) см. таблицу.
Обозначение |
Макс. взлетная масса, т. |
Состояние программы |
Средние вертолеты (СВ) |
||
ЕС155 |
4,9 |
Серийное производство |
S-76 |
5,3 |
Серийное производство |
Bell412 |
5,4 |
Серийное производство |
AW139 |
6,4-6,8 |
Серийное производство |
AW139.ru |
6,4 |
Штучная сборка |
Ка-62 |
6,5 |
Подготовка к первому полету |
Супер средние вертолеты (СВ+) |
||
EC175 |
7,5 |
Начало эксплуатации |
AW189 |
8,3 |
Начало эксплуатации |
Bell515 |
8,75 |
Подготовка к первому полету |
Тяжелые вертолеты (ТВ) |
||
Rachel |
10-11 |
Проектирование |
ЕС225 |
11 |
Серийное производство |
S-92 |
11,86 |
Серийное производство |
Ми-8/17 |
12-13 |
Серийное производство |
Ми-171А2 |
13-13,5 |
Испытания |
AW101 |
14,6 |
Малосерийное производство |
Ми-38 |
15,6 |
Сертификационные испытания |
Наши (синий цвет), либо не дотягивают по взлетной массе до СВ+: российская сборка AW139.ru (6,4 т.) и Ка-62 (6,5 т.), либо существенно превышают новый сегмент рынка: Ми-171А2 (13 т.) и Ми-38 (15,6 т.). Мы расположились на границах нового диапазона и не собираемся что-либо менять. Однако в среднем классе, несмотря на высокий спрос, не протолкнуться. За поставки, которые оценивается специалистами на ближайшее десятилетие до 2023 г. в 1330 ед., кроме наших, поборются известные бестселлеры: AW139, S-76, EC155. Объемы нового класса СВ+ вполне сопоставимы – 1200 ед., но нам они не достанутся. В секторе тяжелых вертолетов такое же столпотворение: Rachel, EC225, S-92 и дальнейшая модернизация Ми-8/17 (13,5 т.). Но здесь, напротив, серьезное превышение предложения над спросом. По мнению главного специалиста вертолетного рынка Ричарда Абулафия, (извините за перевод) «в течение многих лет там (сектор тяжелых вертолетов) был небольшой рынок, и довольно много б/у вертолетов. На моей памяти, никто и никогда не покупал новые вертолеты гражданской версии. В течение многих лет пытались предлагать самую новую модель AW101, и до сих пор ноль продаж для негосударственных пользователей. Реально продается только «горстка» (вертолетов) невоенным правительственным пользователям. Идея разработки нового проекта, нацеленного на рынок тяжелых коммерческих вертолетов, очень странная».
В нашем винтокрылом оркестре явный диссонанс: дуэт в среднем классе и квартет в тяжелом, а между ними, где просыпается реальный спрос, ничего нет. Что касается развития, у обоих российских «новичков» рынка Ми-38 и Ка-62 нет заказчиков (по крайней мере, своих). Сроки реализации программ затягиваются. За это время успели устареть методики разработки. Главный критерий рынка – экономичность эксплуатации с прежними подходами (ресурсы, сроки службы) осталась на прежних позициях. Мы не меняем идеологии эксплуатации. Новая организация с перспективными процессами функционирования системы эксплуатации – на декларативном уровне.
Подведем итог, мы явно не вписываемся в новый сегмент СВ+, а в традиционных СВ и ТВ теряем позиции, затягивая с реализацией. Кстати, в секторе легких однодвигательных газотурбинных вертолетов среди новых моделей: R66, Bell505, SH-09 – наших не наблюдается. Программа Ми-34 остановлена, а совместный с AgustaWestland проект – закрыт.
Итак, мы в тренде развития? Решать Вам!
По мнению «Вертолетных заметок» мы не в тренде развития, мы где-то рядом. Потому что не мы управляем обстоятельствами, а обстоятельства управляют нами. Что за обстоятельства? Затягивание сроков разработки, отсутствие собственных двигателей и главных редукторов, оборудования, методик и технологий, непонимание роли, места и сути послепродажного обслуживания, а главное, нехватка высоко квалифицированных кадров. В этих условиях единственный выход – «плыть по течению», что мы и делаем. Мы делаем что умеем и как умеем…