
Не успели «Вертолетные заметки» объявить о закрытии «купального» сезона вертолетов (04.11.2014 г.), как затонул очередной винтокрылый аппарат.
Из официального источника, 13.11.2014 г. в районе н.п. Новозавидовский Конаковского района Тверской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв. Вертолет Ми-2 RA-14279, принадлежащим частному лицу, упал в реку Шошу. По имеющейся информации, на борту находились два пилота и пассажир. Воздушное судно (ВС) получило значительные повреждения…
Опять Ми-2, опять частное лицо, опять водоем. Неужели вертолетчикам не надоело «купаться» ноябре? Если серьезно, глядя на падения в болота, реки, заливы, озера, в воду и на лед, возникает желание остановить полеты «двоечек». Наверно пришло время подумать о запрете эксплуатации вертолетов Ми-2. Хороший, очень хороший вертолет, однако, кондиционных запасных частей «днем с огнем» не найти, эксплуатационная документация состарилась «до дыр», средства наземного обслуживания, включая специальный инструмент и приспособления пришли в негодность или растерялись, кадров – знатоков особенностей эксплуатации и носителей опыта с каждым днем становится все меньше и меньше. В результате, качество эксплуатации вертолетов Ми-2 стремительно падает. Это объективный процесс старения программы. Численность Ми-2 сокращается (парк коммерческих вертолетов насчитывает 77 ед., из них исправно, не более 50%). И как следствие, резкое повышение расходов на эксплуатацию и рост аварийности. Полеты Ми-2 становятся опасными для самих вертолетчиков и окружающих…
Первая реакция – наверно, пришло время запретить эксплуатацию вертолетов и остановить полеты Ми-2. Разрешение на полеты давать в индивидуальном порядке, после оценки технического состояния воздушного судна (ВС) комиссией. Разрешит комиссия – летать, не разрешит – извините, не летать. С такими словами я обратился к одному из старых, опытных и, главное, порядочных пилотов Ми-2, получил следующий ответ: К сожалению, "партизанам" запреты «по барабану». Нам жизнь не остановить. Официально летающие Ми-2 и их экипажи в ведении хозяев коммерческих авиапредприятий, пытающихся любыми способами отбить затраченные деньги, принести прибыль, чтобы оплатить все сопутствующие расходы. Как им запретишь эксплуатацию вертолетов? Я не представляю. Волевым решением можно было сделать запрет на полеты до особого распоряжения, если бы вернуть все ВС в лоно ГА РФ под крыло госкомпании. Но, кроме всего прочего, нужно будет и пересмотреть летные ограничения на вертолете, а ещё лучше модернизировать парк, установив двигатели по 450 л.с. Тогда пилоты получат дополнительный страхующую возможность исправлять ошибки от неопытности, за счет лучшей энерговооруженности типа. Что касается дисциплины в рядах летного состава, это вопрос первостепенный, но кто его будет решать кардинально?
Модернизация – дело хорошее, только вот, чтобы летать над водой требуется особая подготовка. На солнце, в штиль, когда ряби нет, не так-то просто визуально определить высоту. А переключение с визуального полета на приборный – потребует времени и внимания, чего на малой высоте всегда так не хватает. Полеты на вертолетах над водной поверхностью – дело не шуточное, для тех, кто летает, и тех, кто остается на земле…