helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

ВЕРТФЛОТ РФ. «ЦИФРЫ ГУЛЯЮТ САМИ ПО СЕБЕ»



15 октября 2014 г. на Aviation Explorer появился доклад генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА «О приоритетах развития авиационной промышленности России». К сожалению, в докладе вертолеты не получили должного отражения.

Попробуем восполнить пробел (или сложившуюся традицию-заблуждение, что авиационная промышленность – это исключительно самолеты), на базе представленных в докладе данных, сделать несколько, «непрозвучавших» выводов.

Таблица 1 – Коммерческий парк вертолетов РФ (июль 2014 г.)

Вертолет

Количество

Доля

Ми-26Т

25

79,7%

Ми-8МТ

210

Ми-8

579

Ми-2

77

Ка-32

26

3,8%

Ка-26

14

Ка-226

2

Вертолеты отечественного производства

933

83,5%

AW139

14

1,9%

W3

1

AW119

2

A109

4

EC155

3

5,7%

BK117

6

EC135

11

EC130

3

AS355

7

AS350

28

BO105

3

EC120

3

B430

1

1%

B429

2

B407

4

B206B

4

R66

2

7,9%

R44

86

Вертолеты зарубежного производства

184

16,5%

Всего

1117

100%

Источник: ФГУП ГосНИИ ГА

По данным ГосНИИ ГА, на июль 2014 года коммерческий авиапарк РФ составлял 2854 воздушных судна (ВС), в т.ч. 1117 вертолетов или 39,14%. На вертолеты приходится почти 40% парка (из 5 ВС, 2 – вертолеты). Это значит, что вертолеты играют существенную роль в экономике страны и жизни населения, Однако, несмотря на значительный вес и роль, вертолеты до сих пор так и не получили серьезного внимания ни со стороны властей, ни со стороны общественности. Лозунг, «зачем вникать, все и так идет хорошо» – ошибочен, ибо все благополучие отрасли держится лишь на одном семействе – Ми-8/17. Наше вертолетостроение заслуживает гораздо более внимательного изучения, чем две таблицы в докладе.

Итак, 1117 вертолетов коммерческого парка РФ, из них 83,5 % представители отечественного производства и только 16,5% – западного.

Среди отечественных вертолетов, подавляющее преимущество, почти 80% принадлежит марке «Ми» и лишь 3,8 % – «Ка». Более 70% – это вертолеты семейства Ми-8/17 и более половины (52%) вертолеты Ми-8Т (579 ед.). Основу парка, как и прежде, составляет старая добрая «Тэшечка». Среди зарубежных вертолетов лидирует Robinson – 7,9 %, на втором месте Airbus Helicopters – 5,7 %, AgustaWestland и Bell «поделили» третье место соответственно 1,9 % и 1 %. На первом месте с огромным отрывом лидирует Ми-8/8МТ, на втором месте R44. По существу, вертолетный парк РФ разделился на два полюса, на одном Ми-8/8МТ – 789 (70,64%) на другом R44 – 86 (7,7%), Ми-2 – 77 (6,9%) и AS350 – 28 (2,5%). Остальные – не играют заметной роли. Западные двух двигательные вертушки занимают менее 5%. Что касается перспектив, взгляните на две строки другой таблички из доклада (выделено цветом).

Таблица 2 – Доля вертолетов зарубежного производства

В действующем парке                            на 1.07.2014 г. – 16%, на 1.01.2021 г. – 45%

В поставках в парк авиакомпаний     на 1.07.2014 г. – 72%, на 1.01.2021 г. – 60%

В выполняемой работе парком АК      2013 г. – 10%, 2020 г. – 25%

Обратите внимание на странное сочетание. С одной стороны, доля зарубежных вертолетов, по мнению авторов, вырастет с 16 до 45% (почти половина). С другой – доля выполняемых работ изменится всего лишь с 10 до 25% (четверть). По идее, покупать коммерческие вертолеты будут не для работы, а для «безделья». Это значит, что основную «лямка», которую как и прежде будут тянуть все те же, но состарившие еще на 5 лет, Ми-8, станет еще тяжелее! Такие выводы способны поставить под сомнение любой прогноз. Дальше – больше. Практически в одно время с появлением доклада прозвучало заявление заместителя министра Минпромторга Юрия Слюсаря, что в 2020 г. импорт вертолетов должен снизиться с 23% до 15-20%. За счет чего, заместитель министра не поясняет. А как тут пояснить, все наши громко разрекламированные легкие программы – закрыты (или приостановлены, что равносильно закрытию). Кто будет покупать вместо легких машин – тяжелые? Никто! Кроме того, в докладе руководителя ГосНИИ ГА, напротив, рост доли вертолетов зарубежного производства с 16% до 45% (на 1 января 2021 г.). Так и хочется сказать, Вы уж там договоритесь. Расхождения в оценках чудовищные: Здесь не только разнонаправленные тенденции (у заместителя министра – сокращение импорта, а у руководителя ГосНИИ, напротив, существенный рост), но и цифры (16% - 23%, 15-20% - 45%) расходятся более чем в вдвое!         

Подводя итог, можно сказать, что данные доклада убедительно свидетельствуют: изменения парка коснулись исключительно нижней границы легкого сектора – однодвигательных вертолетов. Более того, зарубежные вертолеты так и не включились в реальную работу и «не собираются». Нашим основным коммерческим вертолетом остается Ми-8/17. В ближайшей перспективе доминирующая роль «восьмерки» сохранится. Для того чтобы ответить на вопрос, что и как будет дальше, с начала нужно разобраться с вертолетной аналитикой, негоже, чтобы цифры «гуляли сами по себе»…

Tags: аналитика, вертфлот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments