
15 октября 2014 г. на Aviation Explorer появился доклад генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА «О приоритетах развития авиационной промышленности России». К сожалению, в докладе вертолеты не получили должного отражения.
Попробуем восполнить пробел (или сложившуюся традицию-заблуждение, что авиационная промышленность – это исключительно самолеты), на базе представленных в докладе данных, сделать несколько, «непрозвучавших» выводов.
Таблица 1 – Коммерческий парк вертолетов РФ (июль 2014 г.)
Вертолет |
Количество |
Доля |
Ми-26Т |
25 |
79,7% |
Ми-8МТ |
210 |
|
Ми-8 |
579 |
|
Ми-2 |
77 |
|
Ка-32 |
26 |
3,8% |
Ка-26 |
14 |
|
Ка-226 |
2 |
|
Вертолеты отечественного производства |
933 |
83,5% |
AW139 |
14 |
1,9% |
W3 |
1 |
|
AW119 |
2 |
|
A109 |
4 |
|
EC155 |
3 |
5,7% |
BK117 |
6 |
|
EC135 |
11 |
|
EC130 |
3 |
|
AS355 |
7 |
|
AS350 |
28 |
|
BO105 |
3 |
|
EC120 |
3 |
|
B430 |
1 |
1% |
B429 |
2 |
|
B407 |
4 |
|
B206B |
4 |
|
R66 |
2 |
7,9% |
R44 |
86 |
|
Вертолеты зарубежного производства |
184 |
16,5% |
Всего |
1117 |
100% |
Источник: ФГУП ГосНИИ ГА
По данным ГосНИИ ГА, на июль 2014 года коммерческий авиапарк РФ составлял 2854 воздушных судна (ВС), в т.ч. 1117 вертолетов или 39,14%. На вертолеты приходится почти 40% парка (из 5 ВС, 2 – вертолеты). Это значит, что вертолеты играют существенную роль в экономике страны и жизни населения, Однако, несмотря на значительный вес и роль, вертолеты до сих пор так и не получили серьезного внимания ни со стороны властей, ни со стороны общественности. Лозунг, «зачем вникать, все и так идет хорошо» – ошибочен, ибо все благополучие отрасли держится лишь на одном семействе – Ми-8/17. Наше вертолетостроение заслуживает гораздо более внимательного изучения, чем две таблицы в докладе.
Итак, 1117 вертолетов коммерческого парка РФ, из них 83,5 % представители отечественного производства и только 16,5% – западного.
Среди отечественных вертолетов, подавляющее преимущество, почти 80% принадлежит марке «Ми» и лишь 3,8 % – «Ка». Более 70% – это вертолеты семейства Ми-8/17 и более половины (52%) вертолеты Ми-8Т (579 ед.). Основу парка, как и прежде, составляет старая добрая «Тэшечка». Среди зарубежных вертолетов лидирует Robinson – 7,9 %, на втором месте Airbus Helicopters – 5,7 %, AgustaWestland и Bell «поделили» третье место соответственно 1,9 % и 1 %. На первом месте с огромным отрывом лидирует Ми-8/8МТ, на втором месте R44. По существу, вертолетный парк РФ разделился на два полюса, на одном Ми-8/8МТ – 789 (70,64%) на другом R44 – 86 (7,7%), Ми-2 – 77 (6,9%) и AS350 – 28 (2,5%). Остальные – не играют заметной роли. Западные двух двигательные вертушки занимают менее 5%. Что касается перспектив, взгляните на две строки другой таблички из доклада (выделено цветом).
Таблица 2 – Доля вертолетов зарубежного производства
В действующем парке на 1.07.2014 г. – 16%, на 1.01.2021 г. – 45%
В поставках в парк авиакомпаний на 1.07.2014 г. – 72%, на 1.01.2021 г. – 60%
В выполняемой работе парком АК 2013 г. – 10%, 2020 г. – 25%
Обратите внимание на странное сочетание. С одной стороны, доля зарубежных вертолетов, по мнению авторов, вырастет с 16 до 45% (почти половина). С другой – доля выполняемых работ изменится всего лишь с 10 до 25% (четверть). По идее, покупать коммерческие вертолеты будут не для работы, а для «безделья». Это значит, что основную «лямка», которую как и прежде будут тянуть все те же, но состарившие еще на 5 лет, Ми-8, станет еще тяжелее! Такие выводы способны поставить под сомнение любой прогноз. Дальше – больше. Практически в одно время с появлением доклада прозвучало заявление заместителя министра Минпромторга Юрия Слюсаря, что в 2020 г. импорт вертолетов должен снизиться с 23% до 15-20%. За счет чего, заместитель министра не поясняет. А как тут пояснить, все наши громко разрекламированные легкие программы – закрыты (или приостановлены, что равносильно закрытию). Кто будет покупать вместо легких машин – тяжелые? Никто! Кроме того, в докладе руководителя ГосНИИ ГА, напротив, рост доли вертолетов зарубежного производства с 16% до 45% (на 1 января 2021 г.). Так и хочется сказать, Вы уж там договоритесь. Расхождения в оценках чудовищные: Здесь не только разнонаправленные тенденции (у заместителя министра – сокращение импорта, а у руководителя ГосНИИ, напротив, существенный рост), но и цифры (16% - 23%, 15-20% - 45%) расходятся более чем в вдвое!
Подводя итог, можно сказать, что данные доклада убедительно свидетельствуют: изменения парка коснулись исключительно нижней границы легкого сектора – однодвигательных вертолетов. Более того, зарубежные вертолеты так и не включились в реальную работу и «не собираются». Нашим основным коммерческим вертолетом остается Ми-8/17. В ближайшей перспективе доминирующая роль «восьмерки» сохранится. Для того чтобы ответить на вопрос, что и как будет дальше, с начала нужно разобраться с вертолетной аналитикой, негоже, чтобы цифры «гуляли сами по себе»…