Вернуться к материалу Об «Ответственности Производителей Вертолетов», написанному в январе этого года, меня заставили страшные цифры, наконец-то прозвучавшие на выставке HeliRussia 2011: аварийность вертолетов Eurocopter – ведущего поставщика в Российскую Федерацию "на порядок"(!) выше, чем в других странах. Страшны цифры не величиной, а нашим спокойствием: пресс-конференции, гала-вечера, премии, улыбки, шампанское…
По информационным сообщениям, 20 января в районе озера Суходольское Карельского перешейка Ленинградской области упал вертолет Eurocopter AS355N, принадлежащий общественной организации «Региональный вертолетный клуб». Вертолет выполнял рейс по маршруту остров Валаам - аэродром «Ржевка». По предварительным данным, в результате катастрофы один пассажир воздушного судна погиб, трое (по другим источникам, пятеро) получили ранения различной степени тяжести. Вертолет разрушен…
Это далеко не первая катастрофа вертолета Eurocopter в России. В последнее время численность парка западной вертолетной техники постоянно увеличивалась. Однако вместе активизацией использования невиданных вертушек стала расти аварийность. Наряду с падениями наших «восьмерок» и «двоечек» уже привычными стали аварии и катастрофы западных машин. В короткие сроки мы сумели переломать целый букет поршневых и газотурбинных, новых и бывших в эксплуатации: Robinson R44-ые, Eurocopter Alouette, Gazelle, BO105, BK117, AS350-ые, AS355-ые, MD600N-ые, Schweizer 300-ые, Enstrom 480В и Bell407. Казалось, что этап дикой эксплуатации завершился, но каждая новая трагедия вновь и вновь возвращает обратно, в пучину бессмысленных потерь.
Новогоднее «ледовое шоу» в Ленинградской области – это уже вторая катастрофа вертолета AS355. Из четырех происшествий с AS350/355 за 3,5 года – 3 катастрофы при минимальном налете, не многовато ли? Практически одновременно в Бразилии в ходе спасательной операции упал однодвигательный AS350, но там все живы. Несмотря на двух двигательную силовую установку (о которой так пекутся чиновники) последствия в России оказались серьезнее, чем в Бразилии. Итоги не радуют, но лидер вертолетостроения молчит. Занят рекламой и продвижением своей продукции, обижается на нашу таможню, а про аварийность – молчок. Работают по принципу: «Поставил – забыл»! Зарубежные производители и дилеры занимают отстраненную позицию, не принимают никакого участия ни в информировании, ни в отработке мероприятий по недопущению подобных случаев. Странная ситуация, ведущие мировые лидеры делают вид, что ничего не случилось. И соболезнований родственникам погибших не дождаться, «подумаешь, вертолет упал».
Более того, у нас проблема аварийности западных вертолетов на особом счету. Обратите внимание, в катастрофах гибнут исключительно политики и руководители самого высокого ранга (Святослав Федоров, Игорь Есиповский), государственных органов (МЧС), компаний и корпораций. Получается, что западная техника «перемалывает» российскую элиту? На этом фоне может сложиться мнение, что вертолет превратился в средство сведения счетов. Неужели на смену киллерам пришли западные штучки? А если серьезно, есть все основания для сомнений в эффективности системы эксплуатации западной техники в РФ. На мой взгляд, одна из причин высокой аварийности западной техники – слабое информационное обеспечение. На начальном этапе освоения техники любая оперативная и достоверная информация из первых уст играет особое, упреждающее значение.
Позволю себе два совета. Производителям – упор не на пиар и высокую дипломатию, а на дискуссию в обществе и формирование новой системы информирования, в том числе и технического. Не нужно считать нас за аборигенов и бравировать долей на рынке. Пользователям – прежде, чем садиться в вертолет, задумайтесь, в чем отличие вертолета от Вертолета. Разница в том, что мы о них знаем. Чем больше мы знаем, тем лучше, выше, безопаснее полет.
Ответственность производителей, поставщиков и пользователей, всех нас, заключается в том, чтобы как можно больше знать о всей системе: вертолете с его техническим состоянием, обслуживающем персонале, документации, средствах обслуживания… Ответственность производителя не исчезает после ввода в эксплуатацию. Ответственность лидеров растет вместе с долей на рынке. Наконец, в России вертолет больше, чем вертолет, поэтому и ответственность производителя особая. Она касается не только производителей вертолетов. Появился целый ряд вертолетов с западными двигателями (Ансат, Ми-38, Ка-226…), которые также отказывают и вполне могут стать причиной самых тяжелых последствий.
Резкое увеличение численности зарубежной вертолетной диаспоры, рост количества и резонанса аварий и катастроф вертолетов в России вынуждает нас вновь и вновь возвращаться к теме безопасности полетов вертолетов. К сожалению, у нас лишь только зарождаются первые элементы новой системы эксплуатации. В этих условиях использование западных вертушек требует особого внимания. Позиция: пилот виноват, производитель не несет ответственности – недопустимая роскошь. Ответственность производителя может проявляться в самых разных формах: от семинаров до занятий по особым случаям в полете. Главное – максимально упростить интеграцию, превратить нас в полноправных участников единого процесса снижения аварийности.