
Наверное, каждый из нас хотя бы раз задумывался: Сколько построено тех или иных вертолётов? Какой из вертолетов – лидер, по числу или по продолжительности выпуска? А кто из производителей лидирует? Какие программы впереди по объему или темпам производства? На все эти и другие вопросы Вам поможет ответить таблица, взятая мною из Википедии. В Клуб «1000+» (вертолетов-тысячников) вошли 25 основных программ (единственное условие включения – более 1000 ед.), общая численность программ Клуба – 100000 вертолётов.
Вертолет |
Построено, ед. |
Период производства |
Средний темп производства, ед./год |
1. МВЗ Ми-8 |
17000+ |
1961– н.в. |
320+ |
2. Bell UH-1 Iroquois |
11582+ |
1959 – 1976 |
680+ |
3. Bell206 JR |
8460 |
1966 – 2010 |
190+ |
4. Bell47 |
5600 |
1946 – 1974 |
200+ |
5. МВЗ/PZL Ми-2 |
5497 |
1965 – 1998 |
160+ |
6. R44 |
5324+ |
1993 – н.в. |
250+ |
7. Hughes OH-6 |
4700 |
1965 – н.в. |
|
8. R22 |
4484+ |
1979 – н.в. |
130 |
9. AS350 |
4105 |
1975 – н.в. |
100+ |
10. UH-60 |
4000+ |
1978 – н.в. |
110+ |
11. МВЗ Ми-4 |
4000 |
1951 – 1979 |
140+ |
12. ТН-55 |
2800+ |
1961 |
|
13. МВЗ Ми-1 |
2594 |
1950 – 1965 |
|
14. Н-3 |
2464 |
1954 – 1970 |
170+ |
15. Alouette III |
2000+ |
1969 – н.в. |
|
16. МВЗ Ми-24 |
2000+ |
1969 – н.в. |
|
17. ОН-23 Raven |
1836+ |
1948 - ? |
|
18. Gazelle |
1775 |
1967 – 1996 |
|
19. Sikorsky H-19 |
1500+ |
1950 - ? |
|
20. MBB BO105 |
1500 |
1967 – 2001 |
|
21. Bell407 |
1100+ |
1995 – н.в. |
|
22. Sikorsky SH-3 Sea King |
1300+ |
1956 – 1975 |
|
23. Alouette II |
1300 |
1956 – 1975 |
|
24. CH-47 |
1179+ |
1962 – н.в. |
|
25. ЕС135 |
1000+ |
1994 – н.в. |
1. Ми-8 – бесспорный лидер (более, 17000) – 17% всех вертолетов (каждый шестой вертолет, вылетевший из заводских ворот – «восьмерка»). На втором месте UH-1 (более, 11580). На третьем – «американская любимица» Вell206 (8460).
2. Только две программы сумели перешагнуть «гроссмейстерский» рубеж в 10000 вертолетов. Это Ми-8 и UH-1 «Ирокез».
3. По темпу производства UH-1 опередил Ми-8 – 680 вертолетов/год у «Ирокеза» против 320 вертолетов/год у «восьмерки». Ключевую роль здесь сыграл Вьетнам. Еще одно убедительное доказательство незаменимости вертолетов на войне.
4. Нужно отметить и Вell206, как гражданская программа (почти) сумела подняться на такую высоту.
5. Заслуживает внимания пятое место Ми-2 (более 5400), даже удивительно как мы обходимся без такого класса вертолетов.
6. AS350 на 9 месте и уверенно поднимается вверх, прибавляя ежегодно более 100 ед.
7. UH-60 Black Hawk – более 4000 и заслуженное место в первой десятке.
8. Открывает вторую десятку легендарный Ми-4 (4000).
9. Удивительно, на 13-м месте Ми-1 (2590 с темпом производства более 170 вертолетов в год).
10. На 16 месте наш боец Ми-24 (более 2000) – очень хороший результат, если принять во внимание, что программа продолжает развиваться.
11. СН-47 – 24 место (1200) выдающийся результат для тяжелого транспортного вертолета (ТТВ). Программа продолжает жить, модернизироваться. Не думаю, что в обозримом будущем другой ТТВ сумеет приблизить к «Чинуку». Мои поздравления.
12. Среди строителей вертолетов впереди милевцы – 31 тыс. Каждый третий – вертолет марки Ми.
13. В Клубе есть свое «молодежное трио». R44 на 6 месте (третий по темпу производства). У R44 есть все шансы потеснить Ми-2 и войти в первую пятерку. Вell407 на 21 месте. ЕС135 на 25 месте. Вell407 вырос на самом крупном американском рынке, по существу, приняв эстафетную палочку от Вell206. Нужно отдать должное ЕС135, единицы из двухдвигательных вертолетов сумели в столь короткие сроки превысить отметку в 1000 ед. Если ЕС135 будет и дальше теснить старожилов, то в перспективе вполне может превзойти своего предшественника ВО105 (1500 вертолетов).
14. Членами Клуба становились вертолетные программы 1960-х – 10 программ, 1970-х – три, и 1990-х – три.
Мир насытился вертолетами, поэтому серьезных изменений в Клубе в ближайшей перспективе не предвидится.