
Информационное Агентство «АвиаПОРТ» опубликовало интервью с генеральным директором Научно-производственного компании «ПАНХ» «Задача минимум – сохранить объемы 2013 года». В словах Андрея Козловского прозвучали интересные, на мой взгляд, оценки рынка авиационных работ наших вертолетных операторов. «Вертолетные заметки» попытались расставить акценты и систематизировать ключевые моменты. Вот, что из этого получилось.
Итак, рынок вертолетных услуг можно разделить на четыре весовые категории: супер тяжелые; тяжелые; средние и легкие вертолеты. В таблице представлены российский и международный сегменты рынка.
Наименование |
Российский сегмент |
Международный сегмент |
|
||
Заказчики |
Нефтегазовый комплекс, Север. |
Афганистан, ООН |
Виды работ |
Основной вид работ – перевозка крупногабаритных и тяжелых грузов |
Транспортные и грузовые перевозки |
Состояние |
С начала десятилетия – стагнация. В 2013 г. объемы еще уменьшились. Рынок в достаточной степени консолидирован |
Есть небольшие объемы в Афганистане, изредка в ООН. Сегмент не растет. В течение последних 2-3 лет новых объемов не появлялось. |
Причины |
Сложная ситуация в экономике, влияющая на нефтегазовый комплекс. |
Усложнение политической обстановки, обострение борьбы за ресурсы, боевые действия. |
Особенности |
Специфический и дорогой в эксплуатации Ми-26. Профицит вертолетов. |
|
Наименование |
Российский сегмент |
Международный сегмент |
|
||
Заказчики |
Те же, что и у супер тяжелых вертолетов |
|
Виды работ |
Строительство, транспортировка грузов на внешней подвеске, тушение пожаров. |
|
Состояние рынка Ка-32 |
На рынке четыре основных игрока. Находит свои ниши работы на внешней подвеске. (завершение строительства олимпийских объектов привело к росту конкуренции). |
Рынок сложился. О жесткой конкуренции говорить не приходится. Иногда конкуренция обостряется. Появляются новые игроки. |
Особенности |
Вертолетов достаточно. С Ми-8 не пересекаются кроме тушения пожаров. |
|
Состояние рынка Ми-8 |
Рынок Ми-8 здесь можно говорить о спаде. Разделение рынка по специфике работ, опыту работы переход из одной ниши в другую. |
Рынок Афганистана сильно сжался. Освободилось около 60 вертолетов оказывают давление на другие рынки. Проекты ООН сильно сокращению не подвергались, но и не добавил. |
Особенности |
Сокращается основное преимущество Ми-8 – низкая стоимость. Если темпы роста сохранятся, существует опасность, что цены на российскую и западную технику выровняются. |
|
|
||
|
||
Заказчики |
Крупные корпоративные заказчики из нефтегазового частного и государственного секторов. |
|
Работы |
Мониторинг, наблюдение за трубопроводами. Транспортные и пассажирские перевозки |
|
Состояние |
Рынок хорошо динамично развивается. Ниша заполнилась достаточно быстро, «кто хотел, тот купил». |
|
Особенности |
Есть возможность расширения. Для этого нужны очень большие финансовые вливания. |
Ситуация 2012 – 2013 г.г. не такая уж радужная, сказывается влияние кризиса и снижение объемов работ в РФ, Афганистане и по линии ООН .
Прогноз на 2014 г. Надежды сохранить объемы работ (готовность к увеличению). Нас ожидает тяжелый год, когда дефицит вертолетов лучше, чем избыток. Замена парка не предвидится. Замена – слишком дорогое удовольствие Общая тенденция – снижение объемов работ. Надежды на сохранение объемов тают. Если использовать морскую терминологию, состояние рынка – «в ожидании прилива моряки чинят свои лодки и снасти»… Что делать? Ждать и верить!