Сегодня многочисленные команды специалистов бьются над проблемой высокой аварийности вертолетов, огромные средства, перспективные технологии, многотомные законотворчество. Однако, «воз» аварий и катастроф «и поныне там»… Почему?
Все знают, с чего начинается театр. А с чего начинается аварийность? Авария или катастрофа зарождается на земле. Вспомните любую задержку с вылетом. Суета, технари в салоне с блоками подмышкой, нелепые телодвижения, глупые объяснения. Любая задержка – показатель низкой готовности к вылету. Не предусмотрели, не подготовились… главное – не готовы к безопасному, надежному выполнению полета. Ради спортивного интереса посчитайте задержки к вылету, и станет ясно, у кого проблемы с аварийностью.
Безопасность полетов любит регулярность. Как здоровье, регулярное питание и физическая подготовка – залог успешного долголетия. У кого регулярнее полеты, тот безопаснее летает.
Был у меня первый учитель – инженер эскадрильи. Старый дед, весь седой, на стоянке его уважительно звали, просто Митрич. Без образования, «высших не заканчивал». Инженер послевоенных лет, когда реактивные «падали на каждом углу», когда из учебной группы летчиков до пенсии доживали единицы. Многие вертолетчики обязаны Митричу здоровьем (сколько в те времена падало вертушек!). Суров был, но справедлив. Он говорил: Любая авария начинается с бардака. От себя добавлю, с бардака в головах.
Аварийность начинается с бардака в головах…