?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ИТОГИ#2013. ОПЕРАТОРЫ ВЕРТОЛЕТОВ. «ШАГ НА МЕСТЕ»
я
helimen

afro5+
Мы продолжаем подводить итоги 2013 г. В этот раз разговор пойдет об операторах вертолетов.

О работе наших коммерческих вертолетов можно судить на примере авиакомпании «ЮТэйр». Недавно наш крупнейший российский оператор вертолетов (около 350 шт.) опубликовал свои производственные показатели за декабрь месяц и в целом за 2013 г. К сожалению, «за самолетами вертолетов не видно». За улучшением самолетных итогов работы группы незамеченным осталось снижение вертолетных показателей. Попробуем отделить вертолеты от самолетов (см. таблицу).

Таблица

Показатели

Декабрь 2012 г.

Декабрь 2013 г.

Относит. Изм., %

Январь-декабрь 2012 г.

Январь-декабрь 2013 г.

Относит. Изм., %

Производственный налет, час:

10301

12213

плюс 18,6

166350

165519

минус 0,5

Внутренний

7073

9186

плюс 29,9

118284

123121

плюс 4,1

Зарубежный

3228

3027

минус 6,2

48066

42398

минус 11,8

Перевозка пассажиров, чел.

62902

57651

минус 8,3

802717

788508

минус 1,8

Перевозка грузов, т

9249,77

7644,71

минус 17,4

163538,38

142339,16

минус 13

Из четырех позиций – три в минусе. В декабре 2013 г., по сравнению с результатами декабря 2012 г., вертолеты «ЮТэйр» снизили производственные показатели. Перевезли пассажиров 57651 чел., это на 8,3% меньше, чем в декабре 2012 г. и доставили грузов 7644,71 т., это на 17,4% меньше. При этом если внутренний налет вырос почти на треть (плюс 29,9%), то зарубежный, напротив, – упал на 6,2%. В целом, за 12 месяцев 2013 г. производственный налет составил 165519 часов (средний налет на вертолет получается достаточно высокий, не менее 470 часов). По сравнению с 2012 г., налет понизился на 0,5%, в том числе, зарубежный – на 11,8%. Пассажирские вертолетные перевозки, по сравнению с 2012 г., сократились на 1,8%, а грузовые – на 13%. Первое, что бросается в глаза – это ослабление международных позиций. Доля заграничного налета вертолетов группы сократилась с 28,9% (за 12 месяцев 2012 г.) до 25,6% (за 12 мес. 2013 г.), в декабре 2013 г. – было 24,8%. Сокращение работ за рубежом вполне объяснимо. Во-1х, ухудшение условий применения в традиционно российских регионах, в том же Южном Судане сбивают наши миротворческие вертолеты. А во-2х, – международным авиационным властям надоело терпеть, уступать и делать исключения для русских. Предупреждали, предупреждали о дополнительном оборудовании и снаряжении, хватит. Второе, но не менее важное, на мой взгляд – это продолжение падения объемов грузовых перевозок (только в декабре 2013 г. минус 17,4%). Заказчики стали меньше перевозить грузов на вертолетах. Могу лишь повторить, российские вертолеты больше предназначены для грузовых, чем для пассажирских перевозок, поэтому любое сокращение вертикального перемещения грузов имеет для нас далеко идущие последствия. И в первом и во втором случаях налицо разрыв между авиационными властями и разработчиками с одной стороны и эксплуатантами с другой. И этот разрыв не сокращается. Ни власти, ни разработчик не заинтересованы в производственных показателях операторов (прямая связь). Если сравнить полученные результаты работы лидера с итогами работы другого, напротив, не самого крупного оператора – авиакомпании БАРКОЛ, оказывается, что тенденции совпадают. Общий налет вертолетов БАРКОЛ за 2013 г. увеличился приблизительно на 10% (у «ЮТэйр» плюс 4,1%). Напомню, БАРКОЛ выполняет работы исключительно на внутреннем рынке (занимается авиапатрулированием ЛЭП и нефте/газопроводов, ТО и ремонтом трубопроводов авиационными химическими работами, авиалесоохраной, аэрофотосъемкой и никаких пассажирских перевозок, исключительно VIP и чартерные перевозки). В целом, по налету вроде бы «стало не хуже». Однако, если «заглянуть в карман» оператора, несмотря на увеличение налета, с финансовой точки зрения, «стало хуже». Основная причина ухудшения, по словам представителя компании – «искусственный» рост цен на приобретение и ремонт агрегатов вертолетов (например, стоимость лопастей несущего винта на Ми-8 достигла уровня 5,2-5,8 млн. р.), на керосин (в самом благоприятном ценовом регионе в Московской области цена на 1 тонны – 34000 р.) и т.д. Результаты работы БАРКОЛа в 2013 г. совпадают с результатами «ЮТэйр». Главный итог – финансовый негатив перекрывает все позитивные изменения. Экономика душит нашего эксплуатанта. А если у экплуатанта в кармане «пусто», то разработчику и производителю ожидать ничего не приходится (обратная связь). Снижение производственных показателей – неизбежно сказывается на вертолетном рынке. Кто будет покупать новую или модернизированную вертолетную технику и услуги? Никто (круг замкнулся). В результате, в прошедшем году особенно отчетливо проявилась тенденция отказа от российских вертолетов в пользу западной вертолетной техники. И «ЮТэйр» (R44, BO105, AS350/355, EC175 – первые три должны поступить уже в этом году), и БАРКОЛ (R44) активно пересаживались на зарубежные вертолеты. Вертолетный итог 2013 г. – замедление роста налета на фоне сокращения объемов работ и перевозок. Шаг на месте, который равносилен шагу назад.