?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
КАКОВА ТЕМПЕРАТУРА ВЕРТОЛЕТНОЙ ГЛУПОСТИ?
я
helimen
afro5+
В последнее время наблюдается странная картина, несмотря на то, что управляющие команды идут в разрез с законами природы и здравым смыслом, подчиненные «берут под козырек» и бросаются исполнять. Порой мне кажется, что нынешние руководители плохо учились в школе и неспособны осмыслить существующий опыт и знания, не говоря уже о создании новых знаний. Чего стоит эпопея со скоростью полета вертолета: «догоним и перегоним весь мир». «Вертолетные записки» писали про скорость… Теперь появилась новая идея: Арктическая. И здесь не обошлось без глупостей. Несколько слов из Протокола организационного совещания по вопросу формирования облика арктического вертолета: рассмотреть вопрос о возможности эксплуатации вертолета при температурах наружного воздуха до минус 70 С (справочно: имеющиеся на вооружении вертолеты могут эксплуатироваться при температурах наружного воздуха до минус 50 °С)… Хотя и «минус 50» подлежит обсуждению, и, тем не менее, сразу на 20 градусов вниз. Лихо! Как в анекдотах про Чапаева. Василий Иванович, дивизией можешь. Могу. А армией? Могу. А вооруженными силами? Подучиться нужно… А тут сразу минус 70, даже не задумываясь, что каждые два градуса – это успех. Более того, серьезно рассматриваются температуры, которые бывают «раза два в год». При попытке «шагнуть вниз» возникает снежный ком проблем. Кроме влияния низких температур на металл, резину… это другая масляная система, другое масло, другие шланги, другие насосы, другие радиаторы… Это тысячи часов испытаний на земле и сотни – в воздухе. Но главное в том, что на Севере не температура является определяющим критерием эксплуатации вертолетов, а возможность ежедневной, безопасной эффективной работы, возможность летать, а не преодолевать. Ночью в сложных погодных условиях, при сильном ветре нужно взлететь, пройти тысячу километров, найти место назначения и произвести посадку. Техника должна обеспечить круглосуточное применение, а не решать задачу, возникающую «от случаю к случаю». Вертолет создается не для «двух раз», а для ежедневного, круглогодичного применения. Арктическая проблема, это сложная комплексная проблема, требующая совместного государственного (быть может, даже межгосударственного) решения. Прежде чем формировать облик будущих арктических вертолетов, необходимо определится с содержанием, сутью вертикального измерения Арктики, а не гонятся за температурой, кто ниже…