?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Flag Next Entry
СЕРТИФИКАЦИЯ ПО-РУССКИ
я
helimen
afro5+

С каждым днем вопросы сертификации авиационной техники все глубже и глубже проникают в нашу жизнедеятельность. По замыслу, сертификация должна защитить нас от некачественной и небезопасной продукции. А на деле, вместо ожидаемого позитива получается отрицательный эффект.

Как непонимание, или, скажу жестче, искажение роли и места сертификации в нашем вертолетном хозяйстве может довести до абсурда, рассмотрим на примере двух вертолетов одного и того же семейства и, более того, одного производителя. Обозначим эти вертушки условно «А» (предшественник) и «Е» (новый член семейства). Итак, если у предшественника есть аттестат летной годности, то новый – недавно получил сертификат типа. Казалось бы все закономерно. Однако не торопитесь. После завершения процесса сертификации вдруг выяснилось, что сертификат вертолетов «Е», по сравнению с аттестатом предшественников «А», существенно сужает область применения (диапазон допустимых эксплуатационных температур наружного воздуха, вместимость при перевозке пассажиров, ресурс…), следовательно, снижает экономическую привлекательность вертолетов. Абсурд. Не может быть, чтобы при одинаковой конструкции ресурс «нового» был бы более чем вдвое меньше «старого»! Или представьте себе картину северного аэродрома. Зима. Раннее утро. Несертифицированные «старые» вертолеты запустились и… полетели трудиться. А новые, сертифицированные – из-за низкой (а какая должна быть на Севере температура, низкая) температуры наружного воздуха остались на земле, бездельничать. Парадокс, идентичная конструкция позволяет, а сертификат запрещает. В результате, «новый» вертолет становится не более, а напротив, менее привлекательным, чем «старый». Закономерно, что операторы стали отказываться от «новых» вертолетов, более того, от уже заказанных и построенных. Но мы были бы не русскими, если не нашли выхода (правда, не сумели «заглянуть за горизонт»). Вертолеты стали «переименовать» из «Е» в «А» (отказываться от сертификата), благо, что конструкция не имеет серьезных отличий. К сожалению, и здесь пошли своим путем, вместо того, чтобы распространить действие бюллетеня на все вертолеты, стали «переименовывать» лишь избранные машины (для избранных владельцев). Так сертификация вертолетов из независимой оценки состояния и обеспечения безопасности превратилась в искусственные препятствия и лазейки для нарушений, а также инструмент влияния, которым одним можно пользоваться, а другим нельзя. Результаты не заставят себя долго ждать: сокращение численности парка вертолетов «А»; отказ заказчиков от приобретения новых вертолетов (кто будет покупать вертолеты, который «хуже», своих предшественников, никто).  

Сегодня наше вертолетное хозяйство переживает напряженные времена. Любое искусственное препятствие, в том числе и под благовидным предлогом, может нанести серьезный вред, который придется преодолевать годами. Сертификация – это не ограничения и запрещения, а напротив, расширение возможностей эксплуатантов, открытие границ для новых свершений и достижений.