helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

Category:

HUMS СПАСЕТ МИР ВЕРТОЛЕТОВ?

afro5+

За последнее время в мире вертолетов появилось огромное множество всевозможных бортовых средств, осуществляющих контроль и регистрацию различных параметров и режимов полета, мониторинг и диагностирование технического состояния агрегатов и систем. Вершиной вертолетного контроля и диагностирования бесспорно стала система HUMS, получившая название по заглавным буквам Health & Usage Monitoring Systems.

После внедрения в эксплуатацию и получения первых результатов, в какой-то момент показалось, что HUMS способна переломить ситуацию с аварийностью и решить проблему управления техническим состоянием. Вертолетостроителей стали всеми правдами и неправдами заставлять устанавливать эти системы. Однако на практике все оказалось гораздо прозаичнее. Несмотря на многочисленные авансы, бортовые системы контроля технического состояния (БСК ТС) вертолетов не оправдали ожиданий. Недавние трагические происшествия с вертолетами показали невозможность достоверного и своевременного отказов в модулях главного редуктора – «станового хребта» вертолета. Большое число зацеплений, подшипников и шестерен затрудняет получение достоверной информации о вибрации каждого из элементов в отдельности. Кроме того, БСК ТС оказались не способны предсказывать отказы элементов, необеспеченных контролем. Наконец, система оказалась слишком дорогим удовольствием. Не зря ведущим эксплуатантом является самый богатый оператор (вооруженные силы США – более 3000 систем). В итоге, целый ряд экспертов поставили под сомнение целесообразность применения HUMS. «Не торопись выполнять приказание, его могут отменить». Несмотря на то, что мнения разделились, идеологам пришлось признавать, что дорогая система не оправдала расходов. Ведущие специалисты вертолетной отрасли пришли к выводу, что промышленность не обладает достаточными средствами по организации контроля и оценке погрешности (достоверности) определения отказов бортовых средств контроля и диагностирования с целью создания основы для безопасной эксплуатации и реализации преимуществ в плане технического обслуживания (за счет использования этих систем). Бортовые средства контроля и диагностирования не смогли доказать, что им можно доверять. Чтобы завоевать доверие эксплуатанта, технологии нужно совершенствовать и поднимать от уровня регистрации до уровня прогноза, чтобы предсказывать повреждения на ранней степени разрушения. Лозунг «HUMS спасет мир вертолетов» – иллюзия. И это уже начинают понимать «горячие головы». Ни одно самое продвинутое устройство (система) не способно решить проблемы изменения технического состояния вертолета в эксплуатации. Решение лежит в плоскости интеграции усилий (системное решение), когда все элементы  процесса управления ТС вертолетов вместе работают на единый результат. Ошибочно думать, что можно повесить HUMS на вертолет и все проблемы будут в раз и окончательно решены (предупреждены). Напротив, проблемы должны решаться на всех этапах жизненного цикла, а не только и не столько в эксплуатации. Чем проще конструкция, тем меньше она зависит от HUMS. Готовить конструкцию к эксплуатации нужно задолго до ее начала.              

Сегодня вертолетостроители активно ищут решение проблемы управления техническим состоянием. Один подход никогда не сможет ответить на все многообразие отказов и повреждений. Ясно, что нужно некая интеграция нескольких методов, подходов (стратегий). Решение проблемы лежит в плоскости рационального сочетания. Вертолетное сообщество в поиске такого сочетания. Путь не близкий. Главное чтобы поиск проходил с минимальными потерями человеческими и финансовыми. Мир вертолетов чрезвычайно многообразен и гибок. Нет возможности и необходимости зажимать его в единые рамки. Напротив, нужно создавать условия для всестороннего и безопасного развития, а не бросаться из одной крайности в другую.

Tags: hums, диагностирование, контроль, тс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments