?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
КА-62: УСПЕШНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СДАЧА ПОЗИЦИЙ
я
helimen
afro5+

Сегодня проект Ка-62 подается как «пример успешного международного сотрудничества». Действительно, среди участников целое «созвездие имен»: австрийская компания Zoerkler Gears (трансмиссия), французские – Turbomeca (двигатели) и Zodiac Aerospace (топливная система), даже технологии производства композиционных материалов из Люксембурга… Список не закрыт.
Любой вертолет начинается с главного редуктора, поэтому разговор пойдет о становом хребте вертолетостроения. Итак, долгое время участие Zoerkler Gears в российской программе не раскрывалось. И до сих пор рамки и параметры сотрудничества не известны. О некоторых общих оценках можно судить, со слов одного из руководителей Zoerkler Бернхарда Вагнера: «по нашим планам сотрудничество продлится как минимум 10-12 лет, оно важно для нас как с экономической точки зрения, так и с точки зрения успешного партнерства. Мы надеемся и на другие программы «Вертолетов России» в будущем». Оказывается, компания, которая никогда раньше не занималась разработкой вертолетных редукторов (за исключением малых беспилотных вертолетов), рассчитывает на экономический интерес, как минимум, на десятилетие разработки и производства всей трансмиссии не только для Ка-62, но и других российских вертолетов. Впечатляет, не правда ли!
Экономический интерес и рынок. За трансмиссию Zoerkler, как и за двигатели Turbomeca с безопасной топливной системой Zodiac Aerospace, мы исправно платим хорошие деньги. А где летающие вертолеты? Об успехах можно судить лишь после того, как программа начнет летать. Что касается рынка, рынок вертолетных редукторов – особенный. Прорваться трудно (на рынок редукторов выходят десятки лет), но если прорвался, то можно задержаться не на 10, а на 40-50 лет (и наоборот).
Разработка и производство. Мы растеряли производство вертолетных двигателей, теперь теряем способности создавать свои редукторы. Кто не строит главные редукторы, тот не создает вертолеты. Из создателей вертолетных технологий превращаемся в сборщиков вертолетов. Кто разрабатывает и производит редукторы, тот владеет миром вертолетов. С другой стороны, так уж устроена наша страна, что работать здесь могут «русские» машины. Только мы знаем, что делать в этих чудовищных условиях эксплуатации,  чтобы вертолеты летали безопасно и эффективно. Наши редукторы отличаются от западных – существенно более низким качеством деталей. За это мы платим снижением уровня напряжений и соответственно увеличением массы и размеров (сравните размеры и массу редукторов «Супер пумы»  и «Восьмерки»).
редуктЕС225

DSC01989++
В тоже время наши редукторы успешно летают и на Крайнем Севере, и в жарком Афганистане. Как показывает опыт, «высокие» технологии, «отрываясь от земли», порой вступают в неразрешимые противоречия с  местными условиями применения, технической культурой производства, эксплуатации и ремонта.
Что делать? Есть два варианта. Можно конечно производить агрегаты за рубежом и ничего не делать. В конце концов, жизнь выявит глупца.  «Бездеятельность» не раз помогала нам в самые сложнее моменты нашей истории. Ни просвещенная французская армия во главе с самым умным Наполеоном не смогла одолеть безграмотных русских крестьян и «просточка» Кутузова, ни бронированные, фашистские танковые кулаки не смогли сломить «генерала Мороз». Однако сегодня «бездеятельность» слишком дорого стоит. Тогда интеграция! Но в любой кооперации есть свои интересы, а значит рамки. Интеграция – это не сближение, в котором «кто-то теряет, а кто-то находит». Напротив, это движение в одну сторону, в определенных границах, если хотите,  в коридорах собственных интересов. Успех такого сотрудничества измеряется реализацией интересов сторон. Так успех или сдача позиций? Решайте сами.

Обещали поднять обновленный Ка-62 на МАКСе в августе. Прошло два месяца…