
В последнее время кто только не «заострял» внимание на повышении безопасности полетов вертолетов в России. Дошла очередь и до Bell Helicopter. Ведущий американский производитель вертолетов «объявил о проведении Всероссийского регионального симпозиума по безопасности для пилотов вертолетов и технического персонала, который состоится 3-го октября в столичном отеле Марриотт Гранд. В ходе симпозиума будет проводиться обучение операторов и технического персонала практическим решениям в сфере безопасности, особое внимание будет уделяться ключевым моментам обеспечения безопасности для пилотов и технического персонала».
Все бы ничего, да только странный тон с самого начала задает Эрик Кардинали (Eric Cardinali), исполнительный вице-президент Департамента сервиса и Клиентской поддержки своим заявлением: «Ошибка пилотирования является одной из наиболее распространенных причин аварий с участием вертолетов». Проще говоря, во всем виноваты пилоты! Хотелось бы напомнить г-ну Кардинали, что в РФ за 4 года произошли 3 катастрофы вертолетов Bell:
10 мая 2009 г. в результате катастрофы вертолета Bell-407 RA-01895 погибли 4 человека. По материалам МАК, «причиной катастрофы явились профессиональная неподготовленность КВС к выполнению полетов на данном типе вертолета и его неправильное решение на выполнение несанкционированного органами ОрВД полета…»
6 апреля 2012 г. в результате катастрофы вертолёта Bell-407 RA-01899 погиб пилот. «Причиной авиационного происшествия стала потеря КВС контроля за высотой, при погодных условиях, несоответствующих минимуму для полетов по ПВП…»,
22 марта 2012 г. в результате катастрофы Bell407 RA-01931, погиб пилот. Официальная причина: «столкновение с проводом линии электропередачи, информация о которой отсутствовала в опубликованных документах аэронавигационной информации».
На дюжину летающих вертолетов – три катастрофы. Три вертолета, 6 погибших. Погибли все, кто находился на борту. Но главное, основная причина авиационных происшествий, происходящих с вертолетами, в том числе и зарубежного производства: потеря пространственного положения (недавняя катастрофа AW119Ke – еще одно тому подтверждение). Сегодня вопрос безопасности полетов стоит не в плоскости обвинения пилотов, а в том, как помочь «не потеряться» (в том числе конструктивно, программно, организационно). Заявление вертолетостроителя, что наиболее распространенной причиной является «ошибка пилотирования» («моя хата с краю»), по крайней мере, некрасиво (это стремление переложить ответственность). Такая позиция больше напоминает марионеточную. Когда продают технику: «покупайте вертолет, летать может каждый», а случись происшествие: «ошибка пилота», мы не виноваты. Напротив, мы все в ответе за БП, в том числе, и производители западной винтокрылой техники.
Обучение – это всегда хорошо. Грамотные, профессионально-подготовленные преподаватели – отлично. Но нельзя забывать о целевой направленности. Лишь тогда обучение достигает результата, когда направление максимально соответствует реалиям.