
«Вертолетные заметки» периодически рассказывают о новых тенденциях вертолетной отрасли. В этот раз речь пойдет о новой весовой категории. Недавние выставки вертолетной техники показали, что ведущие вертолетостроители нацелились на средний класс, точнее на верхнюю его границу. Это уже не средние, и еще не тяжелые вертолеты (см. таблицу).
Наименование | AW189 | Bell525 |
Взлетная масса, кг | 8000 | 8754 |
Масса полезной нагрузки, кг | 3357 | |
Макс. крейсерская скорость полета, км/ч | 267-278 | 287 |
Дальность полета, км | 926 | |
Вместимость (эк.+пасс.), чел | 1/2 + 16/18 | 2+16 |
Так называемые «супер средневесы» AW189, Bell525… не только привлекли внимание и заставили о себе заговорить, но и сумели получить первые заказы. Почему? Тенденция «Средний Плюс» появилась вместе с первыми признаками восстановления рынка от экономического кризиса. Это своего рода ответ вертолетостроителей на изменившиеся запросы покупателей вертолетов и вертолетных услуг, в стремлении максимально соответствовать рынку. А главная болевая точка сегодняшнего рынка – финансовая. Новую тенденцию инициировало желание снизить стоимость приобретения и эксплуатации за счет внедрения в «линейку» нового класса. С одной стороны, наиболее привлекательными для вертолетостроителей, с точки зрения прибылей, является вместимость более 9 пассажиров. С другой стороны, увеличение вместимости более 20 – ведет к резкому росту стоимости вертолета. И разработчики бросились в этот коридор между средними и тяжелыми вертолетами создавать новую нишу супер средних моделей. В чем привлекательность для пользователя? Если стоимость тяжелого вертолета в ценах 2013 г., около 25 млн.долл., то стоимость «среднего плюс» всего 18 млн. Соответственно ниже и расходы на эксплуатацию. В тоже время «средние плюс» выполняют все задачи, что и тяжелые, кроме дальности полета. Разница по вместимости незначительная (2 чел.) и не является препятствием для приобретения, определяющий фактор для эксплуатанта – расходы на эксплуатацию. Вертолетчики выбирают «супер средний».