
В последнее время у нас много говорят о «прелестях» AW139, скромно умалчивая о недостатках. Об одном из недостатков программы «Вертолетные заметки» уже рассказали. Проблема «хвоста» (хвостовой балкой с рулевым винтом) ярко проявились два года назад чередой аварий и катастроф, прокатившихся по континентам. К сожалению, у нас она остается закрытой… В этот раз поговорим о зрелости родительской программы. Стартовав 3 февраля 2001 г., AB139 незаметно перешагнула отметку 500 вертолетов и уверенно устремилась к 1000. В настоящее время продано более 720 шт., налет парка превысил 700000 ч. Успех? Несомненно! Вертолет состоялся. Сдав свой ЕГЭ в многих странах, сегодня летает по всей планете. Закономерно, что 139 вступила в этап зрелости. У любой программы есть свой пик или кульминация, когда происходит насыщение рынка и наступает спад. Замедление неминуемо. У одних наступает раньше, у других позже. Все определяется массовостью использования. 139 достаточно дорогая (и с точки зрения приобретения и соответственно эксплуатации), чтобы стать массовой. Поэтому этап зрелости особенно не растянется. Долго эксплуатируются лишь народные любимцы. А 139 – государственно-корпоративная машина. Эта ниша отличается свойством насыщения. Здесь не столь часто, как хотелось бы производителям, меняют вертолеты на новые. Получается, что мы инвестируем средства в сборку достаточно зрелой программы (на излете), которая не будет прибавлять на развитых рынках. Хотя в «проамериканских» прогнозах, 139 довольно часто упоминается. В США есть своя сборочная линия, которая не собирается сокращать рабочие места. Что касается развивающихся рынков, в том числе и российского, они ограничены покупательскими способностями. И в ближайшее время возможности приобретения 139, кроме бюджета, вряд ли существенно изменятся (темпы роста экономики не столь значительны). К тому времени, когда россияне смогут позволить себе 139, программа успеет не раз состариться. Поэтому мы обречены на мелкосерийную сборку. А малые серии автоматически приводят к росту расходов. Плюс внутренне соперничество с Ка-62, от которого не спрятаться за красивыми фразами. Проект больше пиаровский, чем практический. А на практике нас ждут серьезные проблемы в эксплуатации, о которых мы даже не догадываемся. AW139 – вертолет ангарного хранения. Чтобы поставить в ангар, нужно раскачать топливо, и так после каждого летного дня или ночи!? И с послепродажным обслуживанием у нас полная путаница в головах, с которой, судя по всему, не скоро разберутся. Эксплуатационные проблемы (в первую очередь, расходы) быстро заставят российских эксплуатантов серьезно задуматься (это Вам не учтенные запчасти бывших военных вертолетов). В России многие экзотические, более мелкие и более дешевые начинания заканчивались ничем (MD, Schweizer, Enstrom…). Подавляющая часть граждан России никогда не сможет себе позволить летать на 139. Это вертолет для богатых, точнее для очень богатых. Непонятно, зачем государство поддерживает вертолетную программу для богатых? Это тоже самое, что организовать сборку «Бэнтли» или «Майбахов». Новые вертолетные технологии реализованы не только в дорогих проектах. Российская программа AW139.RU будет продолжаться до тех пор, пока не иссякнет искусственная поддержка. Итак, недостаток №2 – узкая ниша потенциальных покупателей. Сверху (со стороны государства) она ограничена наличием своих собственных вертолетов и сложившейся в течение десятилетий организации эксплуатации, а снизу (со стороны общества) – низким уровнем благосостояния населения. Нам не нужны винтокрылые «Майбахи», нам нужен «народный вертолет»!