?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
«ШТУРВАЛЫ» ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ...
я
helimen
afro4+
На днях российские СМИ радостно сообщили, что молодые вертолетчики приступили к выполнению стрельб за штурвалами новых боевых вертолетов…

Парадокс заключается не в том, то у вертолетов нет «штурвалов» и даже не в том, что у нашего основного нового боевого Ми-28Н до сих пор в кабине оператора нет органов управления вертолетом, а в том, что о необходимости двойного управления известно лет 40. Без управления оператор превращается в «заложника». Нет ни возможности для обучения, ни шансов для спасения (в случае ранения или гибели командира экипажа). Героическая история нашей армейской авиации знает немало случаев, когда только благодаря второму пилоту вертолет возвращался на свой аэродром и спасал людей. На память приходит первый полет «Охотника» в Панках, когда командующий сел в кабину командира. После выключения штурман разводил руками: Управления нет, помочь невозможно. Однако до сих пор Ми-28Н выпускаются с одним комплектом органов управления. Потребовалось несколько десятков лет, чтобы «дорасти» до второго «штурвала». Что отличает лидера вертолетостроения от середняка? Продолжительность разработки! Eurocopter ежегодно выдает новую модель. В условиях, когда мир разгоняется, определяющим становится время внедрения новаций. Вертолетостроители, проживающие десятилетия без новых вертолетных технологий и без новых вертолетов, обречены. И никакие «штурвалы» здесь не помогут.