helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

НЕ НАВРЕДИТЬ СТРОИТЕЛЯМ ВЕРТОЛЕТОВ

afro4+

Когда заходит речь о наших вертолетных школах М.Л. Миля и Н.И. Камова создается впечатление некой равнозначности и, значит, легкости объединения в единое целое. Однако на самом деле необходимость и выбор методов слияния по своему уникальных КБ далеко не столь просты и очевидны, как может показаться на первый взгляд. Почему.

Вертолеты Ми значительно превосходят Ка по численности, типажу и налету. Существенно различаются по целевому использованию и опыту боевого применения, объемам производства, особенностям сопровождения эксплуатации и ремонта, наконец, по влиянию на экономическое развитие и обороноспособность страны, экспортному потенциалу и географии применения. Для наглядности представления соотношения потенциалов одной и другой фирмы, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит эмблема Apple. И пусть на меня не обижаются камовцы, основная часть яблока – это Ми, остальное – Ка.

В тоже время, несмотря на малые размеры (объемы), влияние «Камова» на мировое вертолетное хозяйство далеко не прямо пропорционально «массе». Как показывает мировой опыт, «семейные» фирмы способны самостоятельно создавать уникальные программы. И хотя законы природы для всех одинаковы, выбранные схемы, конструктивные решения, традиции и перспективы могут существенно отличаться от общепринятых. Это как парк строительной автоколонны и мини автопарк, обслуживающий сеть магазинов. Перемещаются по одним правилам дорожного движения, а функционируют по разным законам. В случае с Ми – это «законы больших чисел», а Ка – «малых». Поэтому простая «сумма» двух КБ не возможна. Это как нельзя в одну повозку запрячь «рабочую лошадку» и «бегового рысака». Различия идеологий, стратегий формирования жизненных циклов, построения системы эксплуатации… Наглядный пример, мучения MD Helicopters, когда сначала вертолетные программы делились на военные и гражданские, затем перепродавались из одних рук в другие… Результат – преследующие несколько лет MD проблемы поставили под сомнение само существование уникальных вертолетных технологий.

У каждого вертолетостроителя своя дорога, которую нужно пройти. Вертолетное КБ – особая материя. Отрезал – не пришьешь. Поэтому прежде чем объединять, соединять, интегрировать… необходимо «семь раз подумать», чтобы не навредить. Не навреди вертолетостроителю!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments