
Армейская авиация США подвела итоги боевого применения в современных военных конфликтах. Результаты, на мой взгляд, получились интересные. Всего за период с 1.02.2003 г. по 15.11.2012 г. (без малого 10 лет) налет вертолетов АА США в условиях боевых действий составил 5,6 млн. часов. Разделение по двум ТВД 1-й (Ближневосточный) и 2-й (Афганистан) следующее: 3,7 млн. часов и 1,9 млн. часов соответственно. Налет вертолетов по типам приведен в таблице.
Таблица
Тип |
ТВД 1 |
ТВД 2 |
Всего |
|||
Налет, тыс.ч. |
% |
Налет, тыс.ч. |
% |
Налет, тыс.ч. |
% |
|
Разведывательные вертолеты |
||||||
ОН-58 |
500 |
15,2 |
200 |
12,9 |
700 |
14,4 |
Боевые вертолеты |
||||||
АН-64 |
600 |
18,2 |
300 |
19,4 |
900 |
18,5 |
Транспортные вертолеты |
||||||
UH-60 |
1000 |
30,3 |
400 |
25,8 |
1400 |
28,9 |
CH-47 |
100 |
3,0 |
200 |
12,9 |
300 |
6,2 |
Беспилотные ЛА |
||||||
Все типы |
900 |
27,3 |
400 |
12,1 |
1300 |
26,2 |
Самолеты АА |
||||||
Все типы |
200 |
6,1 |
50 |
3,2 |
250 |
5,2 |
Первое место уверенно занимают транспортные вертолеты (UH-60/CH-47) – 35,1%. Доля «военного транспорта» постепенно увеличивается. Нельзя не отметить резкий рост (в 4 раза) использования тяжелых транспортных вертолетов (CH-47) в Афганистане.
На втором месте, к моему удивлению, оказались БПЛА – 26,2%, что подтверждает тенденцию возрастания роли беспилотных средств в современных конфликтах. А если сюда добавить разведывательные вертолеты, «разведчики» (пилотируемые + беспилотные) превращаются в абсолютных лидеров – 40,8%. Значение достоверной информации продолжает возрастать. Однако в Афганистане горы значительно затруднили работу БПЛА. В том же Афганистане биспилотные вертолеты кроме задач разведки и наблюдения стали привлекаться к выполнению транспотных перевозок.
И только третье место досталось боевым. В тоже время доля боевых вертолетов оставалась неизменной около 18,5%. Несмотря на откровенно слабое огневое противодействие, отказаться от «Апачей» американцы оказались не готовы.
Доля самолетов, которая была ничтожно мала, упала до 3,2%, продолжая перекладывать задачи на «плечи» вертолетов.
Распределение летного ресурса: 1/3 – транспортные + 1/4 – беспилотные + 1/6 – боевые + 1/7 – разведчики…
Что касается потерь, начиная с 2003 г. (Ирак и Афганистан), потери АА США составили 165 вертолетов, чуть более двух боевых авиационных бригад. Это существенные потери, если учесть, что 80% – обусловлено случайными факторами и природными явлениями, а не боевыми действиями. Для сравнения, за 10 лет мы в Афганистане потеряли вдвое больше вертолетов, однако при более мощном огневом противодействии. По словам американского военного командования, одна из основных причин потерь на данном этапе в Афганистане – самоуспокоенность экипажей (аналогичная картина наблюдалась при завершении боевых действий в Ираке). Кроме того, экипажи боевых вертолетов столкнулись с серьезной проблемой – открытия огня. Если на начальном этапе все было просто: «противник – огонь», сегодня гораздо труднее принять решение на применение оружия. Любая тактическая ошибка приводит к стратегическим последствиям. И «противник» умело пользуется этими «слабостями»…
В целом, необходимо признать, что за 10 лет США получили огромный боевой опыт, который будет использоваться не только в будущих военных конфликтах, но и при создании перспективной техники и построении новой организации применения АА.