?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
ВИНТОКРЫЛЫЕ «БОЙЦЫ» И «НЕУДАЧНИКИ»
я
helimen
afro4+
В этом году в ходе HeliExpo#2013 неожиданно громко о себе напомнили боевые вертолеты. Сначала все живо обсуждали аварию Tiger в Альпах (это уже третья авария европейского боевого вертолета), затем столь же активно переключились на информацию, распространенную камовцами, о разработке китайского боевого WZ-10 (проект 941). Нужно отдать должное, момент был выбран удачно. Но внимание общественности к боевым вертолетам было привлечено далеко неслучайно. Сокращение военных бюджетов привело к резкому урезанию заказов. Сам Пентагон отложил закупку более восьмидесяти AH-64Е Guardian (даже новое имя не помогло). Не лучше дела обстоят в Великобритании, Германии… дальше можно перечислять в алфавитном порядке по списку. Неудачи буквально преследуют боевые вертолеты. Закрытие, казалось бы, успешных программ: RAH-66, ARH-70, Ка-50. Топтание на месте: Mangusta и Rooilvalk, АН-1 и АН-6. Бессмысленные аварии и катастрофы: Ка-50, Ка-52, Ми-28, Tiger, WZ-9 (в начале марта на параде в Замбии). В этой кампании лишь только два вертолета Ми-24 и AH-64 стоят особняком. Почему, несмотря на множество разработок, удачными оказались единицы, да и то, неоднократно модернизированные. Прежде чем стать страшными и ужасными «Апачи» и «Крокодилы» налетали миллионы часов в боевых условиях. Им пришлось пройти очень длинный путь усыпанный потерями и человеческими трагедиями (сегодня этот путь невозможен). Для создания винтокрылых бойцов нужен огромный запас знаний и опыт боевого применения. Без этой «парочки» любой самый, самый разрекламированный – превращается лишь в постоянного участника авиашоу, а не поля боя. «За одно битого – двух небитых дают». Настоящий винтокрылый боец способен: одним лишь появлением наводить ужас на противника; вступить в схватку со средствами ПВО ближнего боя; своим фюзеляжем закрывать мирные машины и весь пробитый вернуться домой, чтобы спасти экипаж. Но это не только вертолет, это система. Для эффектности боевых вертолетов необходима рациональная система использования по назначению (объект, люди, средства обслуживания, ремонта и обучения…). Без системы все попытки создания «солдата третьего измерения» обречены на поражение. Задача реализации системы гораздо более сложная, чем это может показаться на первый взгляд. С этой точки зрения, Ми-24 повезло, его боевая система выросла из военно-транспортного Ми-8. Разрушение сложившейся организации сопровождения эксплуатации боевых вертолетов, которое сегодня имеет место быть, без создания новой (построенной на новых принципах и механизмах) может привести к резкому падению эффективности, что мы сейчас и наблюдаем, когда уникальные аппараты остаются на земле, либо падают рядом с учебными центрами.     

Сфера деятельности боевых винтокрылов сужается. Поле боевых действий традиционных боевых вертолетов будет постепенно сокращаться и дальше. Признаки «шагреневой кожи» уже стали проявляться. Несмотря на то, что в странах «второго эшелона» будут периодически появляться новые образцы (Т-129…), количество реальных бойцов будет строго ограничено. Двери клуба винтокрылых бойцов наглухо закрыты. Появление новых членов в ближайшее время маловероятно. Развитие пойдет по пути: расширение круга задач (многофункциональность) – унификация – развитие беспилотных технологий – интеграции логистической поддержки…      

Никто не гарантирует успех, в том числе и WZ-10 (что-то мне подсказывает, что дорога на поле боя «китайцу» предстоит долгая). И последнее, надеяться, что знания и опыт даются в безвременное пользование, по меньшей мере, наивно.