?

Log in

No account? Create an account

helimen


Вертолетные заметки Евгения Матвеева


Previous Entry Share Next Entry
«НАШЕСТВИЕ» ВИНТОКРЫЛЫХ КЛОНОВ
я
helimen
afro4+

Положение участников гонки производителей вертолетов постоянно меняется. Одни центры вертолетостроения появляются, другие – исчезают. Среди новичков – бурно развивающая Бразилия и Китай. Китайская «фабрика» не только открывает ворота, но и активно занимается собственным разработкой и местным производством. В результате, в течение нескольких лет из отдельных, разрозненных образцов вертолетов сформировалась целая «линейка» АС301/311/312/313/352, которая начинает играть самостоятельную роль в мировом вертолетном хозяйстве. Итак, китайская винтокрылая продукция от китайского государственного производителя – корпорации Avicopter China Aviation Ind. Corp.:

Avicoper АС301. Легкий, многоцелевой вертолет, разработан Changhe Aircraft Ind. Corp., как Z-11, на базе AS350 Equreuil. Свой первый полет выполнил в декабре 1994 г. Работы по разработке завершены в 2000 г. На сегодня, большинство вертолетов выпускались для вооружен сил, а также – для служб общественной безопасности и центрального телевидения. Предназначение: общего назначения и правоохрана.    

АС311. Легкий многоцелевой, многофункциональный вертолет (что-то среднее между AS350/Changhe Z-11 и ЕС120). Первый полет состоялся в ноябре 2010 г. 28 июня 2012 г. получил сертификат типа ГА Китая. 62 заказа, включая заказы муниципальных властей и служб общественной безопасности. Начало поставок: декабрь 2012 г. По прогнозам, рынок АС311 оценивается в 500 ед. Предназначение: общего назначение, скорая медицинская помощь (СМП), правоохрана, поисково-спасательное обеспечение (ПСО) и учебно-тренировочная подготовка (УТП).

АС312. Впервые построен в 1981 г. Harbin Aircraft Manufacturing Corp. по лицензии как Z-9 – вариант AS365. Первые Z-9 были из сборочных комплектов Z-9В, которые включали 70% компонентов китайского изготовления. Первый полет состоялся в 1992 г. Выпускался в нескольких вариантах вооружения для китайской армии. Военные не менее 10 стран стали заказчиками. Кроме военного использования вертолет продвигается на рынок гражданского применения. Предназначение: общего назначения, СМП, правоохрана и ПСО  

АС352. Программа, известная как Z-15, китайский вариант Eurocopter ЕС175. Первый полет запланирован на конец 2013 г. Вертолет будет оснащен двигателями Turbomeca Ardiden 3, которые будут выпускаться в Китае, как WZ-16.   

АС313. Самый крупный вертолет, разработанный Harbin Aircraft Manufacturing Corp. в Китае на базе Z-8 – вариант Super Frelon. Первый полет состоялся 18 марта 2010 г., 5 января 2012 г вертолет получил сертификат типа CCAR-29R1 для использования в чрезвычайных ситуациях, борьбы с лесными пожарами и оффшорных полетов. По словам разработчиков, использование композиционных материалов в конструкции составляет 50%. Получено более 30 заказов. Назначение: СМП, нефти и газодобыча, ПСО б/д.

Таблица

Вертолеты

АС301

АС311

АС312

АС352

АС313

Макс.взлетная масса, кг

2200

2200

4250

7500

13800

Масса пустого, кг

4500

Масса полезной нагрузки, кг

900

2250

4000/5000

Диаметр НВ, м.

10,69

12,01

14,8

18,9

Длина вертолета, м.

11,24

12,04

18,06

23

Высота вертолета, м.

3,14

4,6

Макс. крейсерская скорость полета, км/ч

128

131*

151

135

138

Дальность, км

620

600

1296

940

Производитель двигателя

Honeywell

Turbomeca

Turbomeca

PWC

Силовая установка

1xSAEC WZ-8D

1xLTS101-700D-2/

SAEC WZ-8D

Arriel 2 C

1xArdiden 3C/WZ-16

3хРТ6В-67А

Вместимость, чел.

1+5

1+5

2+12

16

2+27

Первоначально

Z-11

Z-9

Z-15

Z-8

* Максимальная скорость полета

Если сюда добавить АС310 массой 1т., который разрабатывает Avicopter, и исследования в области совместного с РФ создания тяжелого транспортного вертолета, китайская «линейка» гражданской винтокрылой продукции получается достаточно широкой, в тоннах: 1…13,8+. Важно, что на китайских вертолетах используются китайские комплектующие, включая двигатели местного производства. Складывается единая работоспособная система разработки, производства и сопровождения эксплуатации со своими преимуществами и недостатками (недавняя катастрофа Z-9 ВВС Замбии). Китай, по существу, превратился в равноправного игрока и достойного соперника на вертолетном рынке, способного динамично развиваться, опираясь на местные ресурсы и кадры.