
Положение участников гонки производителей вертолетов постоянно меняется. Одни центры вертолетостроения появляются, другие – исчезают. Среди новичков – бурно развивающая Бразилия и Китай. Китайская «фабрика» не только открывает ворота, но и активно занимается собственным разработкой и местным производством. В результате, в течение нескольких лет из отдельных, разрозненных образцов вертолетов сформировалась целая «линейка» АС301/311/312/313/352, которая начинает играть самостоятельную роль в мировом вертолетном хозяйстве. Итак, китайская винтокрылая продукция от китайского государственного производителя – корпорации Avicopter China Aviation Ind. Corp.:
Avicoper АС301. Легкий, многоцелевой вертолет, разработан Changhe Aircraft Ind. Corp., как Z-11, на базе AS350 Equreuil. Свой первый полет выполнил в декабре 1994 г. Работы по разработке завершены в 2000 г. На сегодня, большинство вертолетов выпускались для вооружен сил, а также – для служб общественной безопасности и центрального телевидения. Предназначение: общего назначения и правоохрана.
АС311. Легкий многоцелевой, многофункциональный вертолет (что-то среднее между AS350/Changhe Z-11 и ЕС120). Первый полет состоялся в ноябре 2010 г. 28 июня 2012 г. получил сертификат типа ГА Китая. 62 заказа, включая заказы муниципальных властей и служб общественной безопасности. Начало поставок: декабрь 2012 г. По прогнозам, рынок АС311 оценивается в 500 ед. Предназначение: общего назначение, скорая медицинская помощь (СМП), правоохрана, поисково-спасательное обеспечение (ПСО) и учебно-тренировочная подготовка (УТП).
АС312. Впервые построен в 1981 г. Harbin Aircraft Manufacturing Corp. по лицензии как Z-9 – вариант AS365. Первые Z-9 были из сборочных комплектов Z-9В, которые включали 70% компонентов китайского изготовления. Первый полет состоялся в 1992 г. Выпускался в нескольких вариантах вооружения для китайской армии. Военные не менее 10 стран стали заказчиками. Кроме военного использования вертолет продвигается на рынок гражданского применения. Предназначение: общего назначения, СМП, правоохрана и ПСО
АС352. Программа, известная как Z-15, китайский вариант Eurocopter ЕС175. Первый полет запланирован на конец 2013 г. Вертолет будет оснащен двигателями Turbomeca Ardiden 3, которые будут выпускаться в Китае, как WZ-16.
АС313. Самый крупный вертолет, разработанный Harbin Aircraft Manufacturing Corp. в Китае на базе Z-8 – вариант Super Frelon. Первый полет состоялся 18 марта 2010 г., 5 января 2012 г вертолет получил сертификат типа CCAR-29R1 для использования в чрезвычайных ситуациях, борьбы с лесными пожарами и оффшорных полетов. По словам разработчиков, использование композиционных материалов в конструкции составляет 50%. Получено более 30 заказов. Назначение: СМП, нефти и газодобыча, ПСО б/д.
Таблица
Вертолеты |
АС301 |
АС311 |
АС312 |
АС352 |
АС313 |
Макс.взлетная масса, кг |
2200 |
2200 |
4250 |
7500 |
13800 |
Масса пустого, кг |
4500 |
||||
Масса полезной нагрузки, кг |
900 |
2250 |
4000/5000 |
||
Диаметр НВ, м. |
10,69 |
12,01 |
14,8 |
18,9 |
|
Длина вертолета, м. |
11,24 |
12,04 |
18,06 |
23 |
|
Высота вертолета, м. |
3,14 |
4,6 |
|||
Макс. крейсерская скорость полета, км/ч |
128 |
131* |
151 |
135 |
138 |
Дальность, км |
620 |
600 |
1296 |
940 |
|
Производитель двигателя |
Honeywell |
Turbomeca |
Turbomeca |
PWC |
|
Силовая установка |
1xSAEC WZ-8D |
1xLTS101-700D-2/ SAEC WZ-8D |
2хArriel 2 C |
1xArdiden 3C/WZ-16 |
3хРТ6В-67А |
Вместимость, чел. |
1+5 |
1+5 |
2+12 |
16 |
2+27 |
Первоначально |
Z-11 |
Z-9 |
Z-15 |
Z-8 |
* Максимальная скорость полета
Если сюда добавить АС310 массой 1т., который разрабатывает Avicopter, и исследования в области совместного с РФ создания тяжелого транспортного вертолета, китайская «линейка» гражданской винтокрылой продукции получается достаточно широкой, в тоннах: 1…13,8+. Важно, что на китайских вертолетах используются китайские комплектующие, включая двигатели местного производства. Складывается единая работоспособная система разработки, производства и сопровождения эксплуатации со своими преимуществами и недостатками (недавняя катастрофа Z-9 ВВС Замбии). Китай, по существу, превратился в равноправного игрока и достойного соперника на вертолетном рынке, способного динамично развиваться, опираясь на местные ресурсы и кадры.