helimen (helimen) wrote,
helimen
helimen

«ЖИЗНЬ ОДНА!»

9_1
Накануне нового года один из ведущих вертолетных журналов обратился к руководителям вертолетостроения с вопросом назвать основные вызовы в 2013 г. Все в один голос на первое место поставили обучение/учебно-тренировочную подготовку (УТП). Оснований для такого выбора более чем достаточно. С одной стороны обучение – наиболее эффективное средство борьбы с аварийностью, а с другой – УТП сама является одним из главных источников аварийности. Сегодня обучение в корне меняет свое содержание. На первое место выходят тренажеры. С ростом возможностей и снижением стоимости ИТ тренажеры превращаются в наиболее эффективное и доступное средство. Единственная проблема – реальность восприятия не подкреплена реальностью последствий. Как в компьютерных играх с бесконечным количеством жизней. «Упал, отжался!» и можно вновь начинать. Однако летный тренажер – не компьютерная игра с жизнями. Где выход к осознанию ценности жизни? Как шутит один из моих знакомых супер-вертолетчиков, в случае аварии – «пыльным мешком по голове», быть может, тогда научатся «ценить жизнь». Приведу пример из другой области. Когда появились первые ЭВМ с перфокартами и пакетами. Машины считали неделями. Любая ошибка приводила к заторам. Собирались огромные очереди. Простоя было больше, чем реального счета. Чтобы каким-то образом бороться с очередями. «Умные» головы придумали табло с обидным словом «Балбес». Неправильно собранный пакет – и загорается табло. Разделение на «умных и балбесов» произошло мгновенно. Количество простоев и ненужных расчетов сократилось на порядок… Продавцы вертолетов в погоне за прибылью вынуждены делать упор на легкость и простоту обучения. К сожалению, не все могут быть водителями, а тем более пилотами столь сложного аппарата, как вертолет. И здесь требуется разделение на «умных и балбесов». Необходим такой механизм отбора, чтобы все, кто не способен быть пилотом, оставались на земле. Одновременно сама подготовка должна быть безопасной, давая возможность ошибаться и постоянно стимулируя чувство опасности. Главное, чему должно научить обучение – это ценить жизнь. Поэтому рядом с красивыми видами вертушек обязательно должны быть фотографии с мест происшествий, чтобы спинным мозгом почувствовать, чем заканчивается недоученность и самоуверенность. Недавние кадры с места падения AW109E в центре Лондона облетели весь мир и многих заставили задуматься. Жизнь одна!            
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments