
В ожидании очередных итогов работы вертолетостроителей заглянул в Годовые Отчеты АО «Вертолеты России», и что увидел.
Рыночная доля (вертолетов с газотурбинными двигателями) холдинга
Вертолеты | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Внутренний рынок | ||||
Гражданские | 67,99% за последние 3 г. вырос в 2,2 раза |
70,51% за последние 3 г. вырос на 20,5% |
73,85% за последние 3 г. вырос на 9,05% |
75,38% за последние 3 г. вырос на 5,01% |
Военные | 100% | 100% | 100% | 100% |
Внешний рынок | ||||
Гражданские | 2,8% за последние 3 г. вырос с уровня 1,5% в 2015 г. |
1,41% за последние 3 г. вырос с уровня 0,76% в 2016 г. |
1,66% увеличился с уровня 0,95% в 2017 г. |
3,31% увеличился с уровня 0,3% в 2018 г. |
Военные | 11,75% за последние 3 г. вырос на 30% | 14,05% за последние 3 г. вырос на 2,8% |
9,54% за последние 3 г. снизился на 2,66% |
11,02% за последние 3 г. увеличился на 0,60% |
Странно, не правда ли, производство сокращается, а доля на рынке растет.
Удивляет точность расчетов (до сотой процента!) и изменение «процентного показателя в процентах», а не в пунктах процентов (п.п.) …
Когда речь заходит о внутреннем рынке вертолетов, наш главный и единственный вертолетостроитель заявляет о росте доли до 75% гражданских вертолетов. Однако на деле за последние 15 лет ничего не изменилось. Как покупали (коммерческая авиация) «восьмерки», так и покупают. Если взглянуть на рыночную линейку, наши занимают не самый большой (с точки зрения рационального состава парка) сегмент тяжелых вертолетов (взлетная масса более 12 т.). Российский рынок легких и средних вертолетов и даже средних плюс отдан на откуп зарубежным производителям. Мы не сумели/не захотели предложить ничего реального, поэтому дилеры вертолетов, как ввозили зарубежные б/у вертолеты, так и ввозят.
В настоящее время в РФ представлен весь спектр продукции ведущих мировых производителей от Robinson R44/R66, Bell505/206/407/429, Leonardo AW119/109/139/189 до Airbus Helicopters BO105/BK117/AS350/355/H135/H145/H155. А также единичные экземпляры MDHI, Schweizer…
Среди заказчиков/эксплуатантов зарубежных вертушек не только наши частники, но и крупные компании, включая ЮТэйр, Газпромавиа, ПАНХ, Баркол, и государственные предприятия, ФГБУ, министерства и госавиация.
Отдать рынок вертолетов легко, а вот вернуть – непросто…