14-я Международная вертолетная выставка HeliRussia 2021 встретила темными тучами. Сама природа настраивала на негатив. Справедливости ради нужно признать, что фон для проведения выставки оказался не самым благоприятным:
- Неопределенность вертолетного рынка из-за пандемии коронавируса, падения цен на нефть, снижение спроса на использование вертолетов;
- Непрекращающееся реформирование вертолетостроения, объединение двух наших КБ М.Л. Миля и Н.И. Камова, создание (возрождение) филиалов разработчика у производителей («первая ласточка» – филиал №1 на "Роствертоле");
- Неразбериха нормативно-правовой базы. Сертификация «авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» и новые ограничения на основную «тягловую силу» нашего вертолетного парка – аттестованную технику;
- Неснижающиеся цены на вертолетную технику, расходы на эксплуатацию и ремонт, и, как результат, продолжающееся старение парка вертолетов;
- Неповоротливость военной приемки/независимой инспекции, занятой ревизией «старых дел», приводящей к месячным задержкам подписания документов (и это в авиации?!);
- Недопустимая аварийность. Накануне выставки произошла очередная катастрофа R66. Повторяемость – наглядное свидетельство безответственности и низкого уровня профессионализма…
Итак, выставка. На входе, как обычно, встречают Ми-8АМТ, Ансат, AW139 и, как обычно отгородились заборами. Leonardo даже бортовой номер заклеил («не дай бог» узнают, чей это аппарат). В залах – вертолеты такие же, как тучи, темные черные, серые, синие, ни одной яркой краски.
Картина нерадостная (см. таблицу): 14 вертолетов, подавляющая количество, «две трети» – легкие однодвигательные вертолеты, в основном, зарубежного производства (одних Робинсонов R66-х привезли три штуки). Хотя международной выставку можно назвать с большой натяжкой. В условиях противостояния западные производители вертолетов, двигателей и агрегатов отвернулись от России. Крупнейшая вертолетная ассоциация (Helicopter Association International) делает вид, что российской вертолетной отрасли не существует и продолжает блокировать пользователей из России. А еще недавно студенты американского университета Мериленда стремились любой ценой попасть в группу дипломного проектирования вертолетов, которой руководил «русский» конструктор.
Вертолеты из прошлого. На выставочном «ринге» в схватке за своего покупателя сошлись (серые и не совсем) российские дилеры зарубежных производителей. Приобретают в Европе б/у вертолеты – везут в Россию. Привезли иномарок почти треть парка, а налет не превышает 7% при этом аварийность зашкаливает. На выставке появились свои завсегдатаи и свои ветераны. Наши представлены разработками ХХ-летней давности. Беспилотники/дроны в этот раз были представлены слабо. Причины понятны – отсутствие инвестиций. Но инвестиции сами не приходят, они идут под идеи, а идеи рождаются лидерами… Где наши новые идеи? Выставка – генерация перспектив! А на десерт – массажные кресла, ножи и мед…
«На пороге перемен». HeliRussia – это отражение дел в нашем вертолетной отрасли. В конце мая вертолетное сообщество заглянуло в зеркало, пытаясь найти ответ: «живо ли наше вертолетостроение». Ничего нового не увидели не услышали... Претенденты на роль лидеров не сумели ничего предложить, кроме очередного педалирования поддержки государства. А государство начинает отказываться от функции инвестора и пользу регулятора, обеспечивающего баланс конкурентоспособности.
Тучи сгущаются. Есть проблемы их нужно решать. Нужна особая стратегия, объединяющая заказчиков вертолетостроителей и потребителей, усиливающая преимущества совершенства нашей системы эксплуатации… Выставка показала, что у нас нет вертолетной стратегии. Наша стратегия – никакой стратегии. Есть сиюминутные обещания, которые можно не исполнять, много красивых слов, которые набили оскомину.
Предыдущая 13-я HeliRussia по объективным причинам оказалась неудачной. Организаторы обещали, что следующая – будет на уровне. Не случилось. Много лет назад мы писали, что вертолетчики заслужили свой весенний праздник. И первые выставки проходили с воодушевлением и подъемом. Но несмотря на то, что нас продолжали убеждать, что вес и значимость выставки растут, организация и проведение покатились вниз. HeliRussia сжимается словно «шагреневая кожа. И как следствие, падение интереса. Этот процесс – закономерный. На смену массовым мероприятиям идет online. Формат выставки по содержанию, наполнению, форме представления… уходит. Уходит в прошлое. Организаторы пытаются идти в ногу со временем, но с каждым шагом отстают. Онлайн открывает новые возможности не только одновременно побывать на различных презентациях, но и увидеть и услышать выступающих. Трансляции 14-й выставки: «Перспективы развития отрасли. На пороге перемен». «Современные методики спасательных операций». «Рынок вертолетов: реалии и перспективы» и др. Выбирай любую. Спасибо участникам. Визуальная картинка – это особая категория, которую не обманут. Появление новых форм представления не дает автоматически результата без соответствующего содержания. Самый красивый сосуд пуст без наполнения. Продолжающее сокращение выставки вполне точное отражение состояния дел в вертолетостроении. Делаем деньги, а нужно – вертолеты для людей. Вертолетная отрасль находится в жестком системном кризисе. Делать вид, что ничего не происходит глупо.
Небольшое отступление. В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения Конструктора вертолетов «Ми» Марата Тищенко. Несколько лет назад на открытии бюста М.Л. Милю на Жулебинском бульваре (на месте бывшей легендарной летно-испытательной станции) в разговоре Марат Николаевич сказал: «Мы разучились строить гражданские вертолеты».
Сегодня все громче звучат голоса специалистов, растеряли способности строить, сертифицировать, вводить и сопровождать эксплуатацию… Звучит, как приговор. Что делать? Работать!
Таблица – Вертолеты на выставке HeliRussia 2021
Вертолет | Бортовой № | Производитель | Экспонент |
Ми-8АМТ | RA-24187 | УУАЗ | Вертолеты России |
AW139 | б/н | Leonardo | ЗАО Helivert |
Ансат | RA-20057 | КВЗ | Вертолеты России |
Ми-2 с АИ450 | RA-15768 | МАРЗ | Борисфен |
BO105 | RA-02543 | MBB | Аэроюнион |
AS350B3 | RA-07332 | Airbus | Airbus rus |
AS350B3 | б/н | Airbus | Citycopter |
EC130B4 | RA-07311 | Airbus | Helico |
H130 | RA-07341 | Airbus | UralHelicom |
R66 | RA-07410 | Robinson | UralHelicom |
R66 | RA-07390 | Robinson | Аэроюнион |
R66 | RA-07403 | Robinson | Аэроюнион |
Bell505 | RA-01644 | Robinson | Jet Transfer |
R44 | RA-04199 | Robinson | Helico |
VRT500 макет | PR-LRH | - | Вертолеты России |
SH350 | АВС и Аэромакс | АВС и Аэромакс | |
SH450 | АВС и Аэромакс | АВС и Аэромакс | |
SH550 | АВС и Аэромакс | АВС и Аэромакс |