Итак, что видно со дна ямы.
Прошедший 2020 год стал худшим за последние два десятилетия. Поставки гражданских вертолетов – 3,1 млрд. долларов, военных вертолетов – 10,7 млрд. долларов (изменения в 2019-2020 гг. гражданские – минус 11.4%, военные – минус 16,3%). Падение продолжается с 2003-2008 гг. Нефтегазовый сегмент (тяжелых вертолетов) вновь пострадал, еще до начала восстановления.
И, тем не менее, в 2021 рынок возьмется за ум. Однако после того, как в 2027 году достигнет «отметки 2017» (1250 ед.), стартует очередное падение вплоть до 2030 года (1100 ед.).
На самом деле, ситуация даже лучше. Нас ожидает «эпоха заниженных ожиданий». Опережающие программы развития подвергаются большему риску. Рынок военных вертолетов США продолжит снижение. Рынок военных вертолетов (без США) и гражданских вертолетов обещают стабильность.
Что касается производителей, практически все лидеры в следующем десятилетии (2021-2030 гг.) сделают шаг назад, за исключением Leonardo, который серьезно прибавит. В результате, образуются два центра в Америке (Sikorsky и Boeing) и в Европе (Airbus и Leonardo). Остальным отводятся вторые роли, включая наши вертолеты, всего 6,4% рынка.
Итак, в 2021-2022 гг. специалисты ожидают повторение резкого подъема поставок гражданских вертолетов (плюс 14,2%). Однако слишком много новых моделей, нацеленных на слабый сегмент (нефть/газ). Военные программы, напротив, ожидает замедление, зато риск спада минимальный.
Рынок 2020 года стал «худшим», хочется надеяться, что и останется «худшим» еще не менее чем на два десятилетия.
Мы еще вернемся к этим прогнозным оценкам.
На этом фоне наши прогнозы больше напоминают курсовые работы …